Бухгалтерские задачи с решением
БУХГАЛТЕРСКАЯ ЗАДАЧА С ПРОВОДКАМИ - решение задач любой сложности в день обращения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО БУХГАТЕРСКОМУ УЧЕТУ - расчеты по бухучету без посредников
ЭКЗАМЕН ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ онлайн - помощь через WhatsApp, Viber, email
Бухгалтерские задачи онлайн
РЕШЕНИЕ СКВОЗНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ЗАДАЧИ - от 60 минут
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ онлайн - от 10 минут
ЭКЗАМЕНЫ, ТЕСТЫ ПО БУХУЧЕТУ онлайн - от 5 минут
Стоимость услг
РЕШЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ЗАДАЧИ С ПРОВОДКАМИ - от 30 руб.
ПРАКТИКУМ, СКВОЗНАЯ ЗАДАЧИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ - от 600 руб.
ЭКЗАМЕНЫ, ТЕСТЫ ПО БУХУЧЕТУ онлайн - по договоренности (от 300 руб.)
Контакты
ОБРАЩАЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ WhatsApp или Viber - добавьте мой телефон 89270681800 в Контакты сотового
ЗВОНИТЕ С 8-00 ДО 23-00 - мой номер: 8-927-068-18-00/Билайн/ или 8-927-063-18-00/Мегафон/
ПИШИТЕ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ - мой email: 89270681800sobakamail.ru
Стоимость услг
я вконтакте
ПРАКТИКУМ, СКВОЗНАЯ ЗАДАЧИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ - от 600 руб.
ЭКЗАМЕНЫ, ТЕСТЫ ПО БУХУЧЕТУ онлайн - по договоренности (от 300 руб.)
Бухгалтерский учет на заказ

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ

Надеюсь, что этот раздел сайта
будет полезен Вам.


Сейчас здесь представлено более 800 публикаций.

Если Вам требуется найти информацию - воспользуйтесь пожалуйста строкой поиска.

Цель статьи - рассмотреть особенности формирования Рекомендаций по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за период с 2004 по 2014 гг.

Введение

Ежегодно Министерство финансов Российской Федерации дает рекомендации аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций в письмах Минфина России. На сайте Минфина России по одноименной ссылке в разделе "Аудиторская деятельность" можно найти Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2004 - 2014 гг.

Эти Рекомендации составляет Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России в целях повышения качества аудита, руководствуясь соответствующими документами:

- с 2004 по 2010 гг. - Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной Приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180;

- с 2005 по 2008 гг. - Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

- с 2009 г. по настоящее время - Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Цель данной публикации заключается в ознакомлении широкого круга читателей с Рекомендациями по осуществлению аудиторской деятельности, представленными Минфином России. Важность публикуемых Рекомендаций заключается в том, что их соблюдение способствует повышению как качества осуществления аудиторской деятельности в целом, так и представления достоверной информации аудируемым лицам и их контрагентам.

Обзор Рекомендаций

Для большего понимания можно выделить наиболее часто встречающиеся Рекомендации за 11 лет (см. таблицу). В таблице отмечены периоды, когда были даны те или иные Рекомендации. Из данной таблицы видно, что большинство Рекомендаций можно условно разделить на три группы:

- 1-я группа Рекомендаций - с 2004 до 2008 гг.,

- 2-я группа Рекомендаций - с 2008 до 2010 гг.;

- 3-я группа Рекомендаций - с 2010 г. по настоящее время.


Наиболее часто встречающиеся рекомендации аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций

Рекомендации 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Соблюдение ФПСАД и ФСАД       X     X X X X X
Увеличение объема обязательных аудиторских процедур в связи с вступлением в силу новых ФПСАД   X X       X X   X X
Соблюдение Кодекса этики аудиторов России       X         X X X
Соблюдение аудируемым лицом Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"     X     X X X X X X
Рассмотрение соблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции           X X X X X X
Планирование аудита         X X X X      
Рассмотрение аудитором ошибок и недобросовестных действий руководства аудируемого лица         X X X X      
Вопросы системы внутреннего контроля аудируемого лица         X X X X      
Аудиторские процедуры по существу         X X X X      
Взаимодействие с представителями собственников         X X X X      
Независимость аудиторской организации, аудитора           X X X X X X
Обоснованность учетной политики аудируемого лица   X X X              
Достаточность аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица       X X X          
Раскрытие информации о неопределенности в деятельности         X X          
Соответствие принятых организацией форм бухгалтерской отчетности характеру и условиям деятельности организации X X X X       X      
Полнота бухгалтерской отчетности X X X   X            
Последовательность применения аудируемым лицом форм бухгалтерской отчетности   X X                
Правильность применения аудируемым лицом нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету   X X                
Представление аудируемым лицом в бухгалтерском балансе активов и обязательств   X X                
Существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности X X X X     X        

Полнота раскрытия информации об аффилированных лицах

(В 2008 г. было выпущено ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах", заменившее ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах".

В 2013 г. были даны рекомендации по раскрытию информации о бенефициарных владельцах, которые также относятся к связанным сторонам)

X X X X              
Классификация доходов организации X X X X              
Признание аудируемым лицом доходов   X X X     X        
Признание аудируемым лицом расходов   X X X              
Признание аудируемым лицом затрат по полученным займам и кредитам     X     X          
Признание аудируемым лицом скидок (накидок)   X X             X X
Обоснованность принятия аудируемым лицом сроков полезного использования объектов основных средств и нематериальных объектов     X X              
Регулярность проведения переоценки основных средств X X X                
Формирование аудируемым лицом групп однородных объектов основных средств для переоценки   X X                
Корректировка оценки финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость   X X       X        
Последующая оценка финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость         X   X        
Резерв под снижение стоимости материальных ценностей X X X X X            
Проверка финансовых вложений на обесценение X X X X X            
Резервы сомнительных долгов X X X X X     X      
Своевременность списания дебиторской и кредиторской задолженности X X X X              
Раскрытие в отчетности годовых дивидендов X   X                
Раскрытие аудируемым лицом - застройщиком информации по договорам долевого строительства     X X              
Раскрытие информации о задолженности по причитающимся к уплате процентам по полученным займам (кредитам)           X X     X X
Исчисление условного расхода по налогу на прибыль организаций, отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств         X   X   X    
Обоснованность отступлений от правил бухгалтерской отчетности X X X   X            
Полнота раскрытия аудируемым лицом информации об условных фактах хозяйственной деятельности   X X X              
Раскрытие информации о забалансовых статьях         X X          
Составление консолидированной (сводной) бухгалтерской отчетности X X X   X   X   X X X
Составление промежуточной бухгалтерской отчетности             X   X X X
Оформление бухгалтерской отчетности   X X X           X X
Существенность положений, модифицирующих аудиторское заключение X X X X              
Составление аудиторского заключения         X   X   X X X

Так, в Рекомендациях 1 группы (до 2008 г.) в основном обращается внимание на проверку ведения аудируемой организацией бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности:

- полноты, правильности составления и соответствия характеру деятельности бухгалтерской отчетности;

- переоценки основных средств и нематериальных активов, признания доходов и расходов;

- создания оценочных резервов.

Со стороны аудитора акцент делается на увеличение объема аудиторских процедур в соответствии с принятыми 23.09.2002 Федеральными (правилами) стандартами аудиторской деятельности, а также на существенность положений, модифицирующих аудиторское заключение.

С 2008 до 2010 гг. особое внимание уделялось планированию аудита, рассмотрению аудитором ошибок и недобросовестных действий руководства аудируемого лица, анализу состояния внутреннего контроля, выполнению аудиторских процедур по существу, взаимодействию с представителями собственников ввиду влияния экономической ситуации, сложившейся в эти годы, поэтому данные Рекомендации не переписывались, а ссылались на Рекомендации 2008 г.

С 2010 г. по настоящее время больше внимания в Рекомендациях уделяется вступившим в силу в 2010 и 2011 гг. Федеральным стандартам аудиторской деятельности, изменениям, произошедшим вследствие их введения, соблюдению Кодекса этики аудиторов, соблюдению аудируемым лицом Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Обращается внимание также на составление промежуточной бухгалтерской отчетности, ее оформление аудируемым лицом, независимость аудитора и составление аудиторского заключения.

В 2008 г. делался акцент на необходимости отражения влияния экономической ситуации, в том числе в бухгалтерской отчетности, в связи с возникшей экономической ситуацией (которую сравнивали с кризисом 1929 - 1933 гг., когда массовое распространение получило фиктивное банкротство экономических субъектов).

В период 2009 - 2011 гг. данная необходимость сохранилась, кроме того, в Рекомендациях делался акцент на важность соблюдения законодательства аудируемым лицом и соблюдения стандартов аудитором.

В 2012 г. добавились рекомендации по осуществлению аудиторских процедур, а также по отдельным вопросам составления бухгалтерской отчетности страховыми и кредитными организациями (рис. 4). Как видно из рисунка, Рекомендации включают в отличие от предыдущих периодов четыре блока вместо трех.

Как видно, в Рекомендациях по осуществлению аудиторских процедур в 2012 г. отмечается важность соблюдения профессиональной этики аудиторов, процедур противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, коррупции, при составлении аудиторского заключения, процедур проверки негосударственных пенсионных фондов.

В рамках проверки отдельных вопросов составления бухгалтерской отчетности особое внимание уделялось инвентаризации обязательств, оценке задолженности по авансам, раскрытию в бухгалтерской отчетности поисковых активов, правилам составления консолидированной финансовой отчетности.

Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности страховыми организациями в соответствии с Рекомендациями за 2012 г. делали акцент на раскрытии информации в бухгалтерской отчетности.

Таким образом, в Рекомендациях за 2012 г.:

- приведены требования к проведению аудиторских процедур, в том числе к соблюдению Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также Федеральных стандартов аудиторской деятельности. Отмечены особенности проведения аудита негосударственных пенсионных фондов;

- рассмотрены отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности за 2012 г., в частности в отношении порядка формирования и раскрытия информации о некоторых показателях отчетности, в том числе об отложенных налоговых активах и отложенных налоговых обязательствах, оценочных обязательствах на демонтаж и утилизацию объекта ОС и пр.;

- разъяснены особенности составления бухгалтерской отчетности страховыми и кредитными организациями.

Осуществление аудиторских процедур в соответствии с Рекомендациями за 2013 г. содержит более подробную информацию, нежели аналогичные Рекомендации за 2012 г.

Так, существенно расширены процедуры относительно составления и представления аудиторского заключения, акцентировано внимание на указании в аудиторском заключении обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности.

Отмечаются также процедуры относительно непроаудированной информации в бухгалтерской отчетности, принятия мер по оценке рисков существенного искажения информации и осуществления альтернативных аудиторских процедур при неполучении ответов на запрос о внешнем подтверждении.

Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности в соответствии с Рекомендациями за 2013 г. существенно отличаются от аналогичных Рекомендаций за 2012 г.

Так, добавлены рекомендации по подписанию первичных учетных документов лицами, не являющимися работниками, раскрытию в бухгалтерском балансе данных о расходах будущих периодов, различных по характеру, принятию к бухгалтерскому учету объектов основных средств, полученных в хозяйственное ведение, отражению в бухгалтерском балансе данных о материально-производственных запасах, оценке в бухгалтерском балансе готовой продукции, раскрытию аудируемым лицом информации о бенефициарных владельцах и т.д.

Кроме того, часть Рекомендаций за 2012 г. не вошла в данные Рекомендации.

Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности страховыми организациями в соответствии с Рекомендациями за 2013 г. также существенно отличаются от аналогичных Рекомендаций за 2012 г. Так, приводятся рекомендации по раскрытию информации о сумме неиспользованного остатка фонда (резерва) предупредительных мероприятий при принятии решения о его списании; процентах, начисленных банком на свободный остаток на расчетном счете страховой медицинской организации; сумме уплаченного страховому агенту вознаграждения за заключение договора страхования, причитающегося к возврату от него в связи с досрочным расторжением договора страхования; процентах, начисленных банком на свободный остаток на расчетном счете страховой медицинской организации.

Раздел "Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности кредитными организациями" в соответствии с Рекомендациями за 2013 г. отличается от приведенных в 2012 г. Рекомендаций по отражению в бухгалтерском учете вложений в ценные бумаги.

Как и в 2013 г., Рекомендации состоят из четырех разделов. Тем не менее один из разделов содержит рекомендации по учету влияния экономической ситуации (как и в 2008 г.). Также отсутствуют рекомендации по отдельным вопросам составления бухгалтерской отчетности кредитными организациями.

В рекомендациях по осуществлению аудиторских процедур в соответствии с Рекомендациями за 2014 г. особое внимание обращается на применимые стандарты аудиторской деятельности, соблюдение Федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также регламентируются документы, обосновывающие величину аудиторской выборки.

Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности в соответствии с Рекомендациями за 2014 г. по сравнению с Рекомендациями 2013 г. содержат более подробный перечень, в который включены рекомендации по оценке задолженности по коммерческим кредитам, раскрытию информации об инвестициях в уставные капиталы других организаций, оформлению расходов, связанных со служебными командировками, раскрытию информации о налогообложении прибыли при применении разных налоговых ставок, раскрытию некоммерческими организациями информации о доходах и расходах от приносящей доход деятельности, раскрытию информации о стоимости чистых активов, раскрытию в отчете о финансовых результатах информации о налогах при применении специальных налоговых режимов.

Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности страховыми организациями в соответствии с Рекомендациями за 2014 г. существенно сокращены по сравнению с Рекомендациями за 2013 г. Добавлены такие рекомендации, как оценка принятой страховщиком учетной политики и бухгалтерский учет операций, связанных с прямым возмещением убытков.

Заключение

Проведенный обзор показал, что Министерство финансов РФ в лице Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности ведет большую методическую работу для повышения качества осуществления аудиторской деятельности. Тем не менее отчеты о ВККР, публикуемые на сайте Минфина России, свидетельствуют о том, что данные Рекомендации используются не в полной мере как индивидуальными аудиторами, так и аудиторскими организациями.

В связи с этим, по нашему мнению, СРО аудиторов следует более активно внедрять адаптированные варианты рекомендаций для своих членов, а аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам ежегодно обновлять внутриорганизационные рекомендации в соответствии с Рекомендациями Минфина России и СРО, членами которых они являются. По нашему мнению, при этом необходимо учитывать методические подходы разных периодов, особенно если это касается процедур проверки и не затрагивает изменения нормативных документов.

Литература

1. Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 07.02.2005 № 07-03-01/93 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2004 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

2. Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 12.01.2006 № 07-05-06/2 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2005 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

3. Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 19.12.2006 № 07-05-06/302 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2006 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

4. Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 29.01.2008 № 07-05-06/18 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2007 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

5. Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 29.01.2009 № 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2008 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

6. Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 28.01.2010 № 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2009 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

7. Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 24.01.2011 № 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

8. Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 27.01.2012 № 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

9. Приложение к Письму Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

10. Приложение к Письму от 29.01.2014 № 07-04-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

11. Приложение к Письму Минфина России от 06.02.2015 № 07-04-06/5027 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

ХОТИТЕ  ПОМОГУ  ВАМ
НАПИСАТЬ СТУДЕНЧЕСКУЮ РАБОТУ?

Я  ДЕЛАЮ  ЭТО
БЫСТРО  И  НЕДОРОГО

Авторские работы
Полное сопровождение до защиты
ПРОСТО ОТПРАВЬТЕ МНЕ ВАШЕ ЗАДАНИЕ
И  Я  ВАС  НЕ  ПОДВЕДУ!

РАЗРЕШИТЕ МНЕ ПОМОЧЬ ВАМ

Please type your full name.
Invalid email address.
Invalid email address.
Please specify your position in the company
Чем я могу помочь???

Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Введите цифры с картинки Обновить картику Неверный ввод
* - пожалуйста, заполните это поле обязательно!

В  2016  ГОДУ
МНЕ  ДОВЕРИЛИ
ВЫПОЛНЕНИЕ

319

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ДЛЯ  ТЕХ  КТО  ЦЕНИТ  ГАРАНТИИ

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

814

ПУБЛИКАЦИЙ

529

ВЫПОЛНЕНЫХ РАБОТ

­