-
Категория: Статьи по аудиту
-
Просмотров: 180
Цель статьи - рассмотреть особенности формирования Рекомендаций по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за период с 2004 по 2014 гг.
Введение
Ежегодно Министерство финансов Российской Федерации дает рекомендации аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций в письмах Минфина России. На сайте Минфина России по одноименной ссылке в разделе "Аудиторская деятельность" можно найти Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2004 - 2014 гг.
Эти Рекомендации составляет Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России в целях повышения качества аудита, руководствуясь соответствующими документами:
- с 2004 по 2010 гг. - Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной Приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180;
- с 2005 по 2008 гг. - Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
- с 2009 г. по настоящее время - Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Цель данной публикации заключается в ознакомлении широкого круга читателей с Рекомендациями по осуществлению аудиторской деятельности, представленными Минфином России. Важность публикуемых Рекомендаций заключается в том, что их соблюдение способствует повышению как качества осуществления аудиторской деятельности в целом, так и представления достоверной информации аудируемым лицам и их контрагентам.
Обзор Рекомендаций
Для большего понимания можно выделить наиболее часто встречающиеся Рекомендации за 11 лет (см. таблицу). В таблице отмечены периоды, когда были даны те или иные Рекомендации. Из данной таблицы видно, что большинство Рекомендаций можно условно разделить на три группы:
- 1-я группа Рекомендаций - с 2004 до 2008 гг.,
- 2-я группа Рекомендаций - с 2008 до 2010 гг.;
- 3-я группа Рекомендаций - с 2010 г. по настоящее время.
Наиболее часто встречающиеся рекомендации аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций
Рекомендации |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Соблюдение ФПСАД и ФСАД |
|
|
|
X |
|
|
X |
X |
X |
X |
X |
Увеличение объема обязательных аудиторских процедур в связи с вступлением в силу новых ФПСАД |
|
X |
X |
|
|
|
X |
X |
|
X |
X |
Соблюдение Кодекса этики аудиторов России |
|
|
|
X |
|
|
|
|
X |
X |
X |
Соблюдение аудируемым лицом Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" |
|
|
X |
|
|
X |
X |
X |
X |
X |
X |
Рассмотрение соблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции |
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
X |
X |
X |
Планирование аудита |
|
|
|
|
X |
X |
X |
X |
|
|
|
Рассмотрение аудитором ошибок и недобросовестных действий руководства аудируемого лица |
|
|
|
|
X |
X |
X |
X |
|
|
|
Вопросы системы внутреннего контроля аудируемого лица |
|
|
|
|
X |
X |
X |
X |
|
|
|
Аудиторские процедуры по существу |
|
|
|
|
X |
X |
X |
X |
|
|
|
Взаимодействие с представителями собственников |
|
|
|
|
X |
X |
X |
X |
|
|
|
Независимость аудиторской организации, аудитора |
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
X |
X |
X |
Обоснованность учетной политики аудируемого лица |
|
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
Достаточность аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица |
|
|
|
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
Раскрытие информации о неопределенности в деятельности |
|
|
|
|
X |
X |
|
|
|
|
|
Соответствие принятых организацией форм бухгалтерской отчетности характеру и условиям деятельности организации |
X |
X |
X |
X |
|
|
|
X |
|
|
|
Полнота бухгалтерской отчетности |
X |
X |
X |
|
X |
|
|
|
|
|
|
Последовательность применения аудируемым лицом форм бухгалтерской отчетности |
|
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
Правильность применения аудируемым лицом нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету |
|
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
Представление аудируемым лицом в бухгалтерском балансе активов и обязательств |
|
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
Существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности |
X |
X |
X |
X |
|
|
X |
|
|
|
|
Полнота раскрытия информации об аффилированных лицах
(В 2008 г. было выпущено ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах", заменившее ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах".
В 2013 г. были даны рекомендации по раскрытию информации о бенефициарных владельцах, которые также относятся к связанным сторонам)
|
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
Классификация доходов организации |
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
Признание аудируемым лицом доходов |
|
X |
X |
X |
|
|
X |
|
|
|
|
Признание аудируемым лицом расходов |
|
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
Признание аудируемым лицом затрат по полученным займам и кредитам |
|
|
X |
|
|
X |
|
|
|
|
|
Признание аудируемым лицом скидок (накидок) |
|
X |
X |
|
|
|
|
|
|
X |
X |
Обоснованность принятия аудируемым лицом сроков полезного использования объектов основных средств и нематериальных объектов |
|
|
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
Регулярность проведения переоценки основных средств |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование аудируемым лицом групп однородных объектов основных средств для переоценки |
|
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
Корректировка оценки финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость |
|
X |
X |
|
|
|
X |
|
|
|
|
Последующая оценка финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость |
|
|
|
|
X |
|
X |
|
|
|
|
Резерв под снижение стоимости материальных ценностей |
X |
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
Проверка финансовых вложений на обесценение |
X |
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
Резервы сомнительных долгов |
X |
X |
X |
X |
X |
|
|
X |
|
|
|
Своевременность списания дебиторской и кредиторской задолженности |
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
Раскрытие в отчетности годовых дивидендов |
X |
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раскрытие аудируемым лицом - застройщиком информации по договорам долевого строительства |
|
|
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
Раскрытие информации о задолженности по причитающимся к уплате процентам по полученным займам (кредитам) |
|
|
|
|
|
X |
X |
|
|
X |
X |
Исчисление условного расхода по налогу на прибыль организаций, отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств |
|
|
|
|
X |
|
X |
|
X |
|
|
Обоснованность отступлений от правил бухгалтерской отчетности |
X |
X |
X |
|
X |
|
|
|
|
|
|
Полнота раскрытия аудируемым лицом информации об условных фактах хозяйственной деятельности |
|
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
Раскрытие информации о забалансовых статьях |
|
|
|
|
X |
X |
|
|
|
|
|
Составление консолидированной (сводной) бухгалтерской отчетности |
X |
X |
X |
|
X |
|
X |
|
X |
X |
X |
Составление промежуточной бухгалтерской отчетности |
|
|
|
|
|
|
X |
|
X |
X |
X |
Оформление бухгалтерской отчетности |
|
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
X |
X |
Существенность положений, модифицирующих аудиторское заключение |
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
Составление аудиторского заключения |
|
|
|
|
X |
|
X |
|
X |
X |
X |
Так, в Рекомендациях 1 группы (до 2008 г.) в основном обращается внимание на проверку ведения аудируемой организацией бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности:
- полноты, правильности составления и соответствия характеру деятельности бухгалтерской отчетности;
- переоценки основных средств и нематериальных активов, признания доходов и расходов;
- создания оценочных резервов.
Со стороны аудитора акцент делается на увеличение объема аудиторских процедур в соответствии с принятыми 23.09.2002 Федеральными (правилами) стандартами аудиторской деятельности, а также на существенность положений, модифицирующих аудиторское заключение.
С 2008 до 2010 гг. особое внимание уделялось планированию аудита, рассмотрению аудитором ошибок и недобросовестных действий руководства аудируемого лица, анализу состояния внутреннего контроля, выполнению аудиторских процедур по существу, взаимодействию с представителями собственников ввиду влияния экономической ситуации, сложившейся в эти годы, поэтому данные Рекомендации не переписывались, а ссылались на Рекомендации 2008 г.
С 2010 г. по настоящее время больше внимания в Рекомендациях уделяется вступившим в силу в 2010 и 2011 гг. Федеральным стандартам аудиторской деятельности, изменениям, произошедшим вследствие их введения, соблюдению Кодекса этики аудиторов, соблюдению аудируемым лицом Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Обращается внимание также на составление промежуточной бухгалтерской отчетности, ее оформление аудируемым лицом, независимость аудитора и составление аудиторского заключения.
В 2008 г. делался акцент на необходимости отражения влияния экономической ситуации, в том числе в бухгалтерской отчетности, в связи с возникшей экономической ситуацией (которую сравнивали с кризисом 1929 - 1933 гг., когда массовое распространение получило фиктивное банкротство экономических субъектов).
В период 2009 - 2011 гг. данная необходимость сохранилась, кроме того, в Рекомендациях делался акцент на важность соблюдения законодательства аудируемым лицом и соблюдения стандартов аудитором.
В 2012 г. добавились рекомендации по осуществлению аудиторских процедур, а также по отдельным вопросам составления бухгалтерской отчетности страховыми и кредитными организациями (рис. 4). Как видно из рисунка, Рекомендации включают в отличие от предыдущих периодов четыре блока вместо трех.
Как видно, в Рекомендациях по осуществлению аудиторских процедур в 2012 г. отмечается важность соблюдения профессиональной этики аудиторов, процедур противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, коррупции, при составлении аудиторского заключения, процедур проверки негосударственных пенсионных фондов.
В рамках проверки отдельных вопросов составления бухгалтерской отчетности особое внимание уделялось инвентаризации обязательств, оценке задолженности по авансам, раскрытию в бухгалтерской отчетности поисковых активов, правилам составления консолидированной финансовой отчетности.
Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности страховыми организациями в соответствии с Рекомендациями за 2012 г. делали акцент на раскрытии информации в бухгалтерской отчетности.
Таким образом, в Рекомендациях за 2012 г.:
- приведены требования к проведению аудиторских процедур, в том числе к соблюдению Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также Федеральных стандартов аудиторской деятельности. Отмечены особенности проведения аудита негосударственных пенсионных фондов;
- рассмотрены отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности за 2012 г., в частности в отношении порядка формирования и раскрытия информации о некоторых показателях отчетности, в том числе об отложенных налоговых активах и отложенных налоговых обязательствах, оценочных обязательствах на демонтаж и утилизацию объекта ОС и пр.;
- разъяснены особенности составления бухгалтерской отчетности страховыми и кредитными организациями.
Осуществление аудиторских процедур в соответствии с Рекомендациями за 2013 г. содержит более подробную информацию, нежели аналогичные Рекомендации за 2012 г.
Так, существенно расширены процедуры относительно составления и представления аудиторского заключения, акцентировано внимание на указании в аудиторском заключении обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности.
Отмечаются также процедуры относительно непроаудированной информации в бухгалтерской отчетности, принятия мер по оценке рисков существенного искажения информации и осуществления альтернативных аудиторских процедур при неполучении ответов на запрос о внешнем подтверждении.
Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности в соответствии с Рекомендациями за 2013 г. существенно отличаются от аналогичных Рекомендаций за 2012 г.
Так, добавлены рекомендации по подписанию первичных учетных документов лицами, не являющимися работниками, раскрытию в бухгалтерском балансе данных о расходах будущих периодов, различных по характеру, принятию к бухгалтерскому учету объектов основных средств, полученных в хозяйственное ведение, отражению в бухгалтерском балансе данных о материально-производственных запасах, оценке в бухгалтерском балансе готовой продукции, раскрытию аудируемым лицом информации о бенефициарных владельцах и т.д.
Кроме того, часть Рекомендаций за 2012 г. не вошла в данные Рекомендации.
Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности страховыми организациями в соответствии с Рекомендациями за 2013 г. также существенно отличаются от аналогичных Рекомендаций за 2012 г. Так, приводятся рекомендации по раскрытию информации о сумме неиспользованного остатка фонда (резерва) предупредительных мероприятий при принятии решения о его списании; процентах, начисленных банком на свободный остаток на расчетном счете страховой медицинской организации; сумме уплаченного страховому агенту вознаграждения за заключение договора страхования, причитающегося к возврату от него в связи с досрочным расторжением договора страхования; процентах, начисленных банком на свободный остаток на расчетном счете страховой медицинской организации.
Раздел "Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности кредитными организациями" в соответствии с Рекомендациями за 2013 г. отличается от приведенных в 2012 г. Рекомендаций по отражению в бухгалтерском учете вложений в ценные бумаги.
Как и в 2013 г., Рекомендации состоят из четырех разделов. Тем не менее один из разделов содержит рекомендации по учету влияния экономической ситуации (как и в 2008 г.). Также отсутствуют рекомендации по отдельным вопросам составления бухгалтерской отчетности кредитными организациями.
В рекомендациях по осуществлению аудиторских процедур в соответствии с Рекомендациями за 2014 г. особое внимание обращается на применимые стандарты аудиторской деятельности, соблюдение Федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также регламентируются документы, обосновывающие величину аудиторской выборки.
Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности в соответствии с Рекомендациями за 2014 г. по сравнению с Рекомендациями 2013 г. содержат более подробный перечень, в который включены рекомендации по оценке задолженности по коммерческим кредитам, раскрытию информации об инвестициях в уставные капиталы других организаций, оформлению расходов, связанных со служебными командировками, раскрытию информации о налогообложении прибыли при применении разных налоговых ставок, раскрытию некоммерческими организациями информации о доходах и расходах от приносящей доход деятельности, раскрытию информации о стоимости чистых активов, раскрытию в отчете о финансовых результатах информации о налогах при применении специальных налоговых режимов.
Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности страховыми организациями в соответствии с Рекомендациями за 2014 г. существенно сокращены по сравнению с Рекомендациями за 2013 г. Добавлены такие рекомендации, как оценка принятой страховщиком учетной политики и бухгалтерский учет операций, связанных с прямым возмещением убытков.
Заключение
Проведенный обзор показал, что Министерство финансов РФ в лице Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности ведет большую методическую работу для повышения качества осуществления аудиторской деятельности. Тем не менее отчеты о ВККР, публикуемые на сайте Минфина России, свидетельствуют о том, что данные Рекомендации используются не в полной мере как индивидуальными аудиторами, так и аудиторскими организациями.
В связи с этим, по нашему мнению, СРО аудиторов следует более активно внедрять адаптированные варианты рекомендаций для своих членов, а аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам ежегодно обновлять внутриорганизационные рекомендации в соответствии с Рекомендациями Минфина России и СРО, членами которых они являются. По нашему мнению, при этом необходимо учитывать методические подходы разных периодов, особенно если это касается процедур проверки и не затрагивает изменения нормативных документов.
Литература
1. Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 07.02.2005 № 07-03-01/93 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2004 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
2. Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 12.01.2006 № 07-05-06/2 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2005 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
3. Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 19.12.2006 № 07-05-06/302 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2006 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
4. Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 29.01.2008 № 07-05-06/18 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2007 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
5. Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 29.01.2009 № 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2008 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
6. Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 28.01.2010 № 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2009 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
7. Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 24.01.2011 № 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
8. Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 27.01.2012 № 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
9. Приложение к Письму Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
10. Приложение к Письму от 29.01.2014 № 07-04-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
11. Приложение к Письму Минфина России от 06.02.2015 № 07-04-06/5027 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".