Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций рекомендована упрощенная форма бухгалтерского учета. Она предусмотрена Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".
Упрощенный бухгалтерский учет малым предприятием может вестись:
- по простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров учета имущества малого предприятия);
- форме бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества малого предприятия.
Простая форма бухгалтерского учета применяется на предприятиях, совершающих незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц) и не осуществляющих производство продукции и выполнение работ, связанное с большими затратами материальных ресурсов. Простая форма предполагает ведение учета всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (далее - Книга) по форме № К-1, утвержденной Приказом Минфина России № 64н.
Наряду с книгой малое предприятие должно вести ведомость учета заработной платы, где отражаются расчеты по оплате труда с работниками, НДФЛ с бюджетом. Данная ведомость (форма № В-8) утверждена Приказом Минфина России № 64н.
Книга является регистром аналитического и синтетического учета. На ее основании можно определить наличие у малого предприятия имущества и денежных средств, а также их источников на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Книга - комбинированный регистр бухгалтерского учета - содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.
Вести книгу можно в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице следует записать количество содержащихся в ней страниц. Данная запись заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.
Записи в книге начинаются с внесения сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым такие остатки имеются.
Затем в графе "Содержание операций" записывается месяц и в хронологической последовательности на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца. Суммы по каждой операции, зарегистрированной в книге по графе "Сумма", отражаются методом двойной записи одновременно по графам "Дебет" и "Кредит" счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.
По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны сумме всех операций, произошедших в организации за отчетный месяц. После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.
Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия может применяться малыми предприятиями, осуществляющими производство продукции (работ, услуг) для учета финансово-хозяйственных операций. К числу таких регистров относятся ведомости, формы которых утверждены Приказом Минфина России № 64н:
- ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (форма № В-1);
- ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (форма № В-2);
- ведомость учета затрат на производство (форма № В-3);
- ведомость учета денежных средств и фондов (форма № В-4);
- ведомость учета расчетов и прочих операций (форма № В-5);
- ведомость учета реализации (форма № В-6 (оплата));
- ведомость учета расчетов и прочих операций (форма № В-6 (отгрузка));
- ведомость учета расчетов с поставщиками (форма № В-7);
- ведомость учета оплаты труда (форма № В-8);
- ведомость (шахматная) (форма № В-9).
Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.
Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе "Корреспондирующий счет"), в другой - по кредиту корреспондирующего счета с аналогичной записью номера дебетуемого счета.
В обеих ведомостях в графах "Содержание операции" (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.
Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и проч.).
Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в шахматной ведомости по форме № В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость. Оборотная ведомость, в свою очередь, является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.
Во всех применяемых ведомостях указывается месяц их заполнения, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.
Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью.
Если в ведомостях были допущены ошибки, они исправляются путем зачеркивания неправильно записанного текста (суммы) и последующего вписывания над зачеркнутым текстом (суммы) правильной записи. При этом зачеркивание производится тонкой чертой таким образом, чтобы можно было прочитать неправильную запись.
Любое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью "Исправлено" с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.