Пример. Работнику выдан аванс на служебную командировку в размере 3000 руб.
Срок командировки 3 дня. Возвратившись из командировки, он представил в бухгалтерию авансовый отчет с приложенными оправдательными документами по произведенным расходам.
К авансовому отчету приложены следующие документы:
1) железнодорожные билеты на сумму 1600 руб.;
2) 2 квитанции за пользование постельными принадлежностями на сумму 100 руб.;
3) квитанция за услуги по бронированию билетов на сумму 100 руб.;
4) полис добровольного страхования от несчастных случаев на сумму 100 руб.
Суточные за 3 дня командировки 300 руб. (100 руб. x 3 дн.);
Общая сумма расходов - 2200 руб. (1600 руб. + 100 руб. + 100 руб. + 100 руб. + 300 руб.) - возмещены работнику.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Дебет счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами",
Кредит счета 50 "Касса" - 3000 руб. - выдан аванс на командировку;
Дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы",
Кредит счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - 2200 руб. - включены в расходы затраты на командировку;
Дебет счета 50 "Касса",
Кредит счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - 800 руб. - возвращен в кассу остаток аванса.
Пример. Организация направила в служебную командировку сотрудника для приобретения материалов. Работник вернулся из командировки, выполнив задание. Стоимость материалов по договору поставки составила 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб. Служебная командировка продолжалась 5 дней. Сотрудник отчитался за следующие расходы: проживание в гостинице - 3500 руб., проезд железнодорожным транспортом туда и обратно - 2200 руб., суточные - 500 руб. (100 руб. x 5 дн.).
Общая сумма расходов по командировке составила 6200 руб. (3500 руб. + 2200 руб. + 500 руб.).
Таким образом, организация фактическую себестоимость материалов должна сформировать из суммы фактических затрат на их приобретение:
1) стоимость материалов по договору поставки - 100 000 руб. (118 000 руб. - 18 000 руб.);
2) расходы на их приобретение - 6200 руб.
В итоге фактическая себестоимость материалов составит 106 200 руб. (100 000 + 6200).
Содержание операций |
Дебет счета |
Кредит счета |
Сумма, руб. |
Первичный документ |
Выданы денежные средства под отчет |
71 | 50 | 124 200 |
Расходный кассовый ордер |
Приняты к учету материалы (118 000 - 18 000) |
10 | 60 | 100 000 |
Отгрузочные документы поставщика |
Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком товара |
19 | 60 | 18 000 | Счет-фактура |
Принята к вычету предъявленная сумма НДС |
68 | 19 | 18 000 | Счет-фактура |
Оплачен подотчетным лицом поставщику приобретенный товар |
60 | 71 | 118 000 | Авансовый отчет |
Расходы по командировке включены в стоимость материалов |
10 | 71 | 6 200 | Авансовый отчет |
Пример. Работник предприятия направлен в загранкомандировку. Ему выдано в подотчет на командировочные расходы 10 000 руб. и 1000 долл. США. Курс доллара на момент выдачи денежных средств из кассы предприятия составлял 28,75 руб. за 1 долл. США. Вернувшись из командировки, работник представил в бухгалтерию авансовый отчет, в котором все расходы подтверждены документально и могут быть отнесены на себестоимость продукции 9000 руб. и 950 долл. США. Неизрасходованные денежные средства в тот же день возвращены в кассу предприятия.
В соответствии с п. 8 ПБУ 9/99 и п. 12 ПБУ 10/99 положительные разницы включаются в состав внереализационных доходов, отрицательные - в состав внереализационных расходов организации.
В бухгалтерском учете предприятия должны быть сделаны следующие проводки.
Содержание операций |
Дебет счета |
Кредит счета |
Сумма, руб. |
Первичный документ |
Выдано в подотчет работнику |
71 | 50 |
10 000 руб. 1000 долл. США (1000 долл. США x 28,75 = 28 750 руб.) |
Расходный кассовый ордер |
Отнесено на расходы согласно представленным документам |
20, 23, 25, 26, 44 |
71 |
9 000 руб. 950 долл. США (950 долл. США x 28,80 = 27 360 руб.) |
Авансовый отчет |
Возвращен неизрасходованный остаток денежных средств |
50 | 71 |
1 000 руб. 50 долл. США (50 долл. США x 28,80 = 1440 руб.) |
|
Отражена положительная курсовая разница (28,80 - 28,75) x 1000 долл. США |
71 | 91-01 | 50 руб. |
Пример. Для приобретения партии товара договорной стоимостью 35 400 руб., в том числе НДС 5400 руб., подотчетному лицу были выданы наличные денежные средства из кассы предприятия. Работник выполнил задание на следующий день и представил в бухгалтерию авансовый отчет, приложив к нему оправдательные документы.
В бухгалтерском учете предприятия должны быть сделаны следующие проводки:
Содержание операций |
Дебет счета |
Кредит счета |
Сумма, руб. |
Первичный документ |
Выданы денежные средства под отчет для оплаты товара |
71 | 50 | 35 400 |
Расходный кассовый ордер |
Оплачен подотчетным лицом поставщику приобретенный товар |
60 | 71 | 35 400 | Авансовый отчет |
Принят к учету товар (35 400 - 5400) |
41 | 60 | 30 000 |
Отгрузочные документы поставщика |
Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком товара |
19 | 60 | 5 400 | Счет-фактура |
Принята к вычету предъявленная сумма НДС |
68 | 19 | 5 400 | Счет-фактура |