-
Категория: Статьи по аудиту
-
Просмотров: 113
На протяжении последних лет в России наблюдается устойчивый интерес к внутреннему аудиту. Его развитию и совершенствованию уделяется большое внимание, поскольку внутренний аудит является действенным инструментом, предназначенным для выявления возможностей повышения эффективности деятельности организации, и выступает одним из ее конкурентных преимуществ. Организация внутреннего аудита на предприятиях обусловливается также требованиями законодательства. Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете": "экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя)" [1].
В настоящее время службы внутреннего аудита существуют на многих крупных и средних предприятиях, а также активно внедряются на малых предприятиях. Напомним, что критерии отнесения субъекта предпринимательства к малому приведены в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" [2]. Согласно данному Закону, к малым предприятиям относятся организации, у которых:
- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек;
- выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб.
В Пермском крае число малых предприятий (без микропредприятий) на 1 октября 2014 г. составляло 4191 [3]. Поэтому вопрос организации внутреннего аудита имеет массовый характер и является весьма актуальным для многих малых предприятий.
Существует достаточно много определений внутреннего аудита в официальных документах, некоторые из которых приведены в табл. 1.
Таблица 1
Определения внутреннего аудита
Источник |
Определение |
Международный институт внутренних аудиторов (The IIA) [4] |
Деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленная на совершенствование работы организации |
Международный стандарт аудита (ISA) 610 [5] |
Деятельность подразделения клиента по оценке работы субъекта, проверке и мониторингу адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля |
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности (ФПСАД) № 29 "Рассмотрение работы внутреннего аудита" [6] |
Контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита |
Анализ существующих определений внутреннего аудита позволяет отметить следующие их недостатки:
1) в определениях не учтен принцип непрерывности осуществления деятельности службой внутреннего аудита;
2) отсутствие в определениях конкретизации области деятельности службы внутреннего аудита. Определение, указанное в Международном стандарте аудита (ISA) 610, подразумевает систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля, однако, на наш взгляд, эта область не конкретизирована;
3) только определение Международного института внутренних аудиторов предусматривает предоставление консультаций, направленных на совершенствование работы организации. В остальных консультационная функция отсутствует.
Авторы предлагают следующее определение внутреннего аудита. Внутренний аудит представляет собой непрерывную независимую проверку систем бухгалтерского и налогового учета и отчетности, осуществляемую специальным подразделением организации, а также предоставление консультаций, направленных на совершенствование работы организации.
Активное распространение внутреннего аудита в России породило создание Института внутренних аудиторов (ИВА), который был образован в 2000 г. и является профессиональной ассоциацией, объединяющей внутренних аудиторов, специалистов в области внутреннего контроля, сотрудников контрольно-ревизионных подразделений российских компаний и организаций. ИВА имеет десять региональных центров, сформированных на базе организаций-партнеров в Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Санкт-Петербурге, Тюмени, Хабаровске.
ИВА организует и проводит для своих членов тематические встречи, на которых обсуждаются актуальные вопросы внутреннего аудита; организует ежегодные общероссийские конференции по внутреннему аудиту; предоставляет своим членам возможность познакомиться с современными методами и способами организации и проведения внутреннего аудита; дает доступ к обширной информационной базе по вопросам внутреннего аудита, внутреннего контроля, управления рисками. ИВА проводит также семинары и корпоративные тренинги по внутреннему аудиту, на которых обсуждаются теоретические и практические аспекты внутреннего аудита.
Институт внутренних аудиторов участвует в качестве экспертной организации при разработке законодательно-нормативной базы в сферах внутреннего аудита и внутреннего контроля.
Следует отметить, что в российских организациях более активным становится использование внутреннего аудита в качестве средства, способствующего сокращению расходов, устранению неэффективной деловой практики и снижению рисков организации. Обусловливается это тем, что внутренний аудит "держит" все подразделения организации в "тонусе", контролируя эффективность их деятельности для достижения поставленных целей организации.
Необходимость организации внутреннего аудита должна быть оценена с точки зрения целесообразности. В случае принятия руководством решения о формировании подразделения (службы, отдела) внутреннего аудита необходимо определить оптимальное количество его сотрудников. Это во многом зависит от специфики организации, учетной политики, трудоемкости и прочих условий.
Нами было исследовано более десяти малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в Пермском крае со схожими параметрами, а именно:
- основной вид деятельности: розничная продажа, строительство, сдача имущества в аренду;
- средняя численность около 30 чел.;
- средний объем исходящих счетов-фактур и актов от 100 до 150 шт. в месяц.;
- экспорт и импорт отсутствуют;
- ценные бумаги отсутствуют.
Была разработана методика формирования организационной структуры и численности службы внутреннего аудита, которая включает: состав выполняемых функций, периодичность исполнения; определение трудоемкости, приведенной к месячному исполнению; определение трудоемкости, приведенной к годовому исполнению.
В результате исследования теоретических основ и практического опыта определился следующий состав функций внутреннего аудитора:
- оценка эффективности системы бухгалтерского учета;
- сверка проведенных операций с плановыми данными;
- проверка правильности расчета сумм платежей;
- сверка данных бухгалтерского учета с расчетами аудитора;
- анализ рабочей документации, первичных документов, договоров;
- оценка соблюдения требований законодательства;
- подготовка ежедневного отчета о контроле совершенных операций и сделок;
- подготовка еженедельного отчета о контроле финансово-хозяйственной деятельности организации;
- горизонтальный и вертикальный анализ показателей бухгалтерской отчетности, анализ динамики; проверка взаимосвязей показателей бухгалтерской отчетности; выявление "слабых мест";
- определение существенности, оценка риска;
- составление плана и программы проверки;
- аудиторская выборка;
- анализ точности данных по счетам бухгалтерского учета с данными бухгалтерской отчетности, с главной книгой;
- проверка операций с нематериальными активами, с основными средствами, НИОКР, с капитальными вложениями; проверка операций с запасами, дебиторской задолженностью, финансовыми вложениями;
- проверка операций по полученным кредитам и займам;
- проверка кредиторской задолженности;
- проверка расчетов с подотчетными лицами;
- проверка расчетов по оплате труда, по прочим операциям;
- проверка расчетов по резервам;
- проверка расходов будущих периодов;
- сверка операций с капиталом;
- проверка правильности формирования выручки, себестоимости, прочих доходов и расходов; проверка правильности исчисления и уплаты НДС, НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, налога на имущество, транспортного налога, земельного налога;
- сравнение фактических показателей с расчетами аудитора;
- выявление ошибок и оценка их существенности; свод результатов проверки;
- анализ финансовых результатов; подготовка отчета по ежемесячной проверке;
- подготовка отчета по ежегодной проверке;
- консультирование;
- разработка мероприятий по совершенствованию ведения бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита [7].
Для представленных функций определена периодичность исполнения: ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежегодно.
Теоретическим и эмпирическим путем была определена трудоемкость функций внутреннего аудитора для малых предприятий с указанными ранее параметрами [8] (табл. 2). Расчет осуществлялся исходя из условий, что общее количество рабочих дней в 2014 г. составило 247 дней, среднее количество рабочих дней в месяце - 21 день (247 дней : 12 мес.).
Таблица 2
Расчет численности отдела внутреннего аудита в соответствии с функциональным содержанием труда
№ |
Функции |
Периодичность исполнения |
Трудоемкость (ч) |
Трудоемкость, приведенная к месячному исполнению (ч) |
Трудоемкость, приведенная к годовому исполнению (ч) |
1 |
Оценка эффективности системы бухгалтерского учета |
Ежедневно |
1 |
21 |
247 |
2 |
Сверка проведенных операций с плановыми данными |
Ежедневно |
1 |
21 |
247 |
3 |
Проверка правильности расчета сумм платежей |
Ежедневно, кроме годовой |
1 |
21 |
226 |
4 |
Сверка данных бухгалтерского учета с расчетами аудитора |
Ежедневно, кроме годовой |
1 |
21 |
226 |
5 |
Анализ рабочей документации, первичных документов, договоров (сроки, условия) |
Ежедневно, кроме годовой |
1 |
21 |
226 |
6 |
Оценка соблюдения требований законодательства |
Ежедневно |
1 |
21 |
247 |
7 |
Подготовка ежедневного отчета о контроле совершенных операций и сделок |
Ежедневно |
0,5 |
10 |
123 |
8 |
Подготовка еженедельного отчета о контроле финансово-хозяйственной деятельности общества |
Еженедельно, кроме годовой |
1 |
4 |
51 |
9 |
Горизонтальный и вертикальный анализ показателей бухгалтерской отчетности, анализ динамики |
Ежемесячно |
1 |
1 |
12 |
10 |
Проверка взаимосвязей показателей бухгалтерской отчетности |
Ежемесячно |
1 |
1 |
12 |
11 |
Выявление "слабых мест" |
Ежемесячно |
1 |
1 |
12 |
12 |
Определение существенности, оценка риска |
Ежегодно |
1 |
- |
1 |
13 |
Составление плана и программы проверки |
Ежегодно |
0,5 |
- |
0,5 |
14 |
Аудиторская выборка |
Ежегодно |
1 |
- |
1 |
15 |
Анализ точности данных по счетам бухгалтерского учета с данными бухгалтерской отчетности, с главной книгой |
Ежегодно |
1 |
- |
1 |
16 |
Проверка операций с нематериальными активами |
Ежегодно |
1 |
- |
1 |
17 |
Проверка операций с основными средствами, НИОКР, капитальными вложениями |
Ежегодно |
1 |
- |
1 |
18 |
Проверка операций с запасами |
Ежегодно |
1 |
- |
1 |
19 |
Проверка дебиторской задолженности |
Ежегодно |
2 |
- |
2 |
20 |
Проверка операций с финансовыми вложениями |
Ежегодно |
1 |
- |
1 |
21 |
Проверка операций по кредитам и займам полученным |
Ежегодно |
1 |
- |
1 |
22 |
Проверка кредиторской задолженности |
Ежегодно |
1 |
- |
1 |
23 |
Проверка расчетов с подотчетными лицами |
Ежегодно |
1 |
- |
1 |
24 |
Проверка расчетов по оплате труда |
Ежегодно |
2 |
- |
2 |
25 |
Проверка расчетов с персоналом по прочим операциям |
Ежегодно |
1 |
- |
1 |
26 |
Проверка расчетов по резервам |
Ежегодно |
1 |
- |
1 |
27 |
Проверка расходов будущих периодов |
Ежегодно |
1 |
- |
1 |
28 |
Проверка операций с капиталом |
Ежегодно |
0,5 |
- |
0,5 |
29 |
Проверка правильности формирования выручки |
Ежегодно |
2 |
- |
2 |
30 |
Проверка правильности формирования себестоимости |
Ежегодно |
2 |
- |
2 |
31 |
Проверка правильности формирования прочих доходов и расходов |
Ежегодно |
2 |
- |
2 |
32 |
Проверка правильности исчисления и уплаты НДС |
Ежегодно |
2 |
- |
2 |
33 |
Проверка правильности исчисления и уплаты НДФЛ |
Ежегодно |
1 |
- |
1 |
34 |
Проверка правильности исчисления и уплаты страховых взносов |
Ежегодно |
2 |
- |
2 |
35 |
Проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль |
Ежегодно |
2 |
- |
2 |
36 |
Проверка правильности исчисления и уплаты налога на имущество |
Ежегодно |
2 |
- |
2 |
37 |
Проверка правильности исчисления и уплаты транспортного налога |
Ежегодно |
1 |
- |
1 |
38 |
Проверка правильности исчисления и уплаты земельного налога |
Ежегодно |
1 |
- |
1 |
39 |
Сравнение фактических показателей с расчетами аудитора |
Ежегодно |
1 |
- |
1 |
40 |
Выявление ошибок и оценка их существенности |
Ежегодно |
1 |
- |
1 |
41 |
Свод результатов проверки |
Ежегодно |
1 |
- |
1 |
42 |
Анализ финансовых результатов |
Ежемесячно |
2 |
2 |
24 |
43 |
Подготовка отчета по ежемесячной проверке |
Ежемесячно |
2 |
2 |
24 |
44 |
Подготовка отчета по ежегодной проверке |
Ежегодно |
2 |
- |
2 |
45 |
Консультирование |
Ежедневно |
1 |
21 |
247 |
46 |
Разработка мероприятий по совершенствованию ведения бухгалтерского учета |
Ежемесячно |
1 |
1 |
12 |
|
Итого |
|
56,5 |
169 |
1976 |
Таким образом, общая трудоемкость функций по внутреннему аудиту за год составляет 1976 ч. Исходя из 40-часовой недели (8-часового дня) и 247 рабочих дней в году, определяется необходимое количество человек, занимающихся внутренним аудитом:
1976 : (8 x 247) = 1 человек.
На основе полученных данных организации необходимо разработать внутренний документ - положение о внутреннем аудите, утверждаемый руководством организации.
Несмотря на то что, согласно расчету, на предприятии требуется 1 внутренний аудитор, в положении организация может указать, что обязанность по осуществлению внутреннего аудита возложена на отдел внутреннего аудита. Это связано с развитием организации в перспективе. По мере ее развития, возможно, произойдет изменение ключевых параметров деятельности организации, что повлияет на трудоемкость функций, и, следовательно, возможно, возникнет необходимость в увеличении числа сотрудников отдела.
В заключение следует отметить, что внутренний аудит является составной частью системы внутреннего контроля организации. При участии внутренних аудиторов система внутреннего контроля становится совершеннее и устойчивее к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Внутренний аудит является одним из инструментов повышения эффективности деятельности организации и способствует росту ее инвестиционной привлекательности.
Список литературы
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7344. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю.
4. Институт внутренних аудиторов.
5. International Standard on Auditing 610. Using the Work of Internal Auditors.
6. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 29 "Рассмотрение работы внутреннего аудита". Утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 № 523.
7. Шешукова Т.Г., Береснева А.В. К понятию аналитических процедур в аудите // Аудитор. 2014. № 8. С. 28 - 33.
8. Шешукова Т.Г., Береснева А.В. Развитие методики применения аналитических процедур на этапе планирования аудиторской проверки // Аудиторские ведомости. 2014. № 10. С. 45 - 60.