Прежде всего напомним, что состав бухгалтерской (финансовой) отчетности определен ст. 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 402-ФЗ). Пунктом 1 ст. 14 этого Закона установлено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом № 402-ФЗ, состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах;
- приложений к ним.
Формы бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений) утверждены Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ № 66н).
В силу п. п. 2, 4 Приказа № 66н приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах являются:
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- отчет о целевом использовании средств;
- иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, так называемые пояснения, которые могут оформляться как в табличной, так и в текстовой форме. Содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно, но с учетом Приложения № 3 к Приказу № 66н.
Пользователями бухгалтерской отчетности, как следует из п. п. 4, 42 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н (далее - ПБУ 4/99), п. п. 3.3, 3.4 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ России 29 декабря 1997 г., являются:
- учредители (участники);
- собственники имущества;
- инвесторы;
- кредитные организации;
- кредиторы;
- покупатели;
- поставщики;
- работники;
- другие лица, заинтересованные в информации об организации.
Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
На основании п. 3 ст. 18 Закона № 402-ФЗ такая возможность обеспечивается путем предоставления заинтересованным лицам доступа к государственному информационному ресурсу, за исключением случаев когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен.
Указанный информационный ресурс формируется путем представления организациями обязательных экземпляров годовой бухгалтерской отчетности вместе с аудиторскими заключениями (если бухгалтерская отчетность подлежит аудиту) органам государственной статистики.
В общем случае срок представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности органу государственной статистики - не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (п. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ). Если отчетность подлежит обязательному аудиту, то такая отчетность вместе с аудиторским заключением представляется в статистику не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Следует заметить, что в связи с большой загруженностью у бухгалтеров все чаще и чаще возникает вопрос - а почему бы налоговым инспекциям в рамках межведомственного взаимодействия не передавать в органы статистики указанную отчетность?
Ответ на этот вопрос дан в Письме Росстата от 13 мая 2015 г. № 13-13-2/1859-ДР "О порядке представления бухгалтерской (финансовой) отчетности". В Письме указано, что в соответствии со ст. 102 НК РФ бухгалтерская (финансовая) отчетность относится к сведениям, составляющим налоговую тайну. Кроме того, НК РФ не предусмотрено представление экономическими субъектами аудиторского заключения в налоговые органы.
В условиях действующего законодательства в настоящее время рассматривать ФНС России как "одно окно" по представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней не представляется возможным.
Таким образом, организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2015 г. и в орган государственной статистики, и в налоговый орган.
Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности утвержден Приказом Росстата от 31 марта 2014 г. № 220 (далее - Порядок № 220).
Здесь хотелось бы обратить внимание на Письмо Минфина России от 11 июня 2015 г. № 03-02-08/34055. Чиновники в Письме со ссылкой на Порядок № 220 указали на то, что обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы государственной статистики может быть представлен непосредственно, в виде заказного почтового отправления с уведомлением о вручении, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Кроме того, они заметили, что Законом № 402-ФЗ и НК РФ не установлена обязанность экономического субъекта по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности исключительно с использованием программного продукта "1С: Бухгалтерия". НК РФ также не установлена обязанность налогоплательщика представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговые органы исключительно в электронной форме.
Вместе с тем в электронной форме бухгалтерская (финансовая) отчетность может быть представлена налогоплательщиком в налоговые органы по утвержденным ФНС России форматам.
Форматы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы в электронной форме утверждены Приказами ФНС России, в том числе Приказами от 3 сентября 2013 г. № № ММВ-7-6/311@, ММВ-7-6/313@.
Необходимо отметить, что датой представления бухгалтерской отчетности считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности (п. 47 ПБУ 4/99, п. 88 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).
В случае отправки бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи датой представления отчетности в статистику считается дата отправки, зафиксированная органом государственной статистики или оператором связи и указанная в извещении о получении (п. 8 Порядка № 220).
При передаче бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган датой ее представления считается дата отправки, зафиксированная оператором электронного документооборота, что следует из Письма ФНС России от 20 августа 2015 г. № ПА-3-17/3169@.
На основании п. 9 ст. 13 Закона № 402-ФЗ утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.
Утверждение бухгалтерской отчетности государственного или муниципального унитарного предприятия относится к компетенции собственника имущества предприятия, что следует из пп. 9 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Утверждение годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества, а также общества с ограниченной ответственностью относится исключительно к компетенции общего собрания акционеров (участников). На это указывает пп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон № 208-ФЗ), а также пп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон № 14-ФЗ).
Общее собрание акционеров, на котором утверждается годовая бухгалтерская отчетность, проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года (ст. 47 Закона № 208-ФЗ).
Общее собрание участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества, проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года (ст. 34 Закона № 14-ФЗ).
Следует отметить, что акционерному обществу до утверждения общим собранием годовой бухгалтерской отчетности необходимо подтвердить достоверность данных, содержащихся в этой отчетности. Указанное подтверждение осуществляется ревизионной комиссией (ревизором) общества, что следует из ст. 88 Закона № 208-ФЗ. Напомним, что ревизионная комиссия избирается общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества (п. 1 ст. 85 Закона № 208-ФЗ). Избрание членов ревизионной комиссии или ревизора создаваемого общества осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных гл. II Закона № 208-ФЗ.
При отсутствии заключения ревизионной комиссии годовая бухгалтерская отчетность не может быть предметом рассмотрения собрания акционеров, что, в частности, подтверждается Постановлением ФАС Поволжского округа от 31 января 2011 г. по делу № А65-6412/2010.
Общество с ограниченной ответственностью до утверждения общим собранием годовой бухгалтерской отчетности также должно провести проверку этой отчетности ревизионной комиссией (ревизором) общества, на что указывает ст. 47 Закона № 14-ФЗ. Обратите внимание, что образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) в обязательном порядке осуществляется в обществах с числом участников более 15 человек (ст. 32 Закона № 14-ФЗ). В иных случаях образование ревизионной комиссии (или избрание ревизора) регулируется уставом общества. Если в обществе есть ревизионная комиссия (ревизор), общее собрание участников не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора).
В Письме Минфина России от 4 февраля 2013 г. № 07-01-06/2253 обращено внимание на то, что нормы Законов № № 208-ФЗ и 14-ФЗ обязывают общества вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность. Указанные нормы законодательства Российской Федерации подлежат применению всеми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, включая перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Закон № 402-ФЗ не изменяет требования указанных Законов.
В Письме отмечено, что законодательство о бухгалтерском учете не связывает обязанность организаций по ведению бухгалтерского учета с применяемыми ими налоговыми режимами.