u 64 70
galka 64БУХГАЛТЕРСКАЯ ЗАДАЧА С ПРОВОДКАМИ - решение задач любой сложности
galka 64КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ - теория и практика
galka 64СКВОЗНАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ЗАДАЧА - решение сквозных задач - моя основная специализация
galka 64ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ - сквозная задача + подготовка бухгалтерских документов
galka 64ОТВЕТЫ НА БУХГАЛТЕРСКИЕ ТЕСТЫ - ответы онлайн
galka 64БУХГАЛТЕРСКИЙ ЭКЗАМЕН - ответы на вопросы через WhatsApp, Viber, email
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ И ПОЛУЧИ 100rubl
Бухгалтерские задачи онлайн
galka 64РЕШЕНИЕ СКВОЗНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ЗАДАЧИ - от 60 минут
galka 64РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ онлайн - от 10 минут
galka 64ЭКЗАМЕНЫ, ТЕСТЫ ПО БУХУЧЕТУ онлайн - от 5 минут
Стоимость услг
Друзья, я работаю без посредников и мы всегда сможем договориться.
Единственная просьба - обращайтесь за помощью заблаговременно.
В период большой загруженности я вынуждена регулировать объем заказов изменением цены.
galka 64РЕШЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ЗАДАЧИ С ПРОВОДКАМИ - от 30 руб.
galka 64ПРАКТИКУМ, СКВОЗНАЯ ЗАДАЧИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ - от 600 руб.
galka 64ЭКЗАМЕНЫ, ТЕСТЫ ПО БУХУЧЕТУ онлайн - по договоренности (от 300 руб.)
li 500 500
ОБРАЩАЙТЕСЬ ПО WhatsApp/Viber - добавьте мой телефон 89270681800 в Контакты
ЗВОНИТЕ С 8-00 ДО 23-00 - мой номер: 8-927-068-18-00/Билайн/ или 8-927-063-18-00/Мегафон/
ПИШИТЕ НА МЫЛО - мой email: 89270681800sobakamail.ru
Моя группа ВКонтакте
Мой инстаграм
 
 
 
 
Бухгалтерский учет на заказ

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ

Надеюсь, что этот раздел сайта
будет полезен Вам.


Сейчас здесь представлено более 800 публикаций.

Если Вам требуется найти информацию - воспользуйтесь пожалуйста строкой поиска.

razd

Предмет/тема. Аудит в России развивается в течение почти тридцати лет, однако до сих пор остаются проблемные вопросы теории и практики, в том числе место аудита в системе экономических наук, его определение, виды, предмет, объекты, метод, стандартизация. В связи со значительными изменениями, внесенными в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", и переходом на международные стандарты аудита (МСА) возникает множество вопросов применения последних.

Цели/задачи. Целью исследования является анализ основных теоретических положений аудита как отрасли научных знаний, а также выявление проблемных вопросов теории и практики аудита. Задачи: проанализировать предмет, объект, метод аудита как науки; изучить изменения, внесенные в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"; выявить проблемные вопросы теории и практики аудита.

Методология. Материалом изучения стали законодательные, нормативные документы по аудиту и контролю, международные стандарты аудита, научные источники отечественных и зарубежных авторов в области аудита. В процессе исследования были применены сравнительный анализ, систематизация, синтез, индукция, дедукция.

Результаты. Сформулированы определения аудита, его предмета, объектов, метода, проанализированы изменения, внесенные в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены для развития теории аудита, а также при преподавании соответствующей дисциплины в высших учебных заведениях.

Выводы/значимость. Сделаны выводы о том, что аудит является частью контроля, что в научной литературе и нормативных документах аудит рассматривается как аудит финансовой отчетности, хотя это более широкое понятие. При этом ограниченно представлены в научных источниках такие понятия, как предмет, объект, метод аудита. По результатам анализа выявлено, что изменения, внесенные в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", коренным образом влияют на методику и практику аудиторской проверки.

С декабря 2014 г. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" действует в редакции, включающей коренные изменения в организации аудиторской деятельности по проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности на территории Российской Федерации. Отдельные нормы, предусмотренные новым Законом, вступают в силу в особом порядке (ст. 9). Цель этих изменений - дальнейшее реформирование аудиторской деятельности, в том числе связанное с применением в российской аудиторской практике международных стандартов аудита. В связи с этим целесообразно обратиться к истории развития аудита в РФ, его методике и организации.

В России аудит возник во времена перестройки 1980-х гг. Подробно возникновение аудита (именно как независимой проверки бухгалтерской отчетности) представлено в статье профессора Ю.А. Данилевского "Становление аудита в России" [4, с. 39], который подробно описал этот процесс и назвал конкретные причины возникновения аудита именно в то время.

Одной из основных причин исследователь называет появление предприятий, находящихся в частной собственности. Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации проверяло в первую очередь предприятия, находящиеся в государственной собственности, поэтому появление частных предприятий привело к проблеме: кто должен проверять учет и отчетность этих компаний?

Специальным Постановлением Совета Министров СССР от 08.09.1987 № 1099-245 "О создании советской аудиторской организации" было создано акционерное общество "Инаудит" [4, с. 41]. Таким образом, аудит в России насчитывает уже почти тридцать лет своей истории. Много это или мало? По сравнению с бухгалтерским учетом - ничтожно мало. Вместе с тем, видимо, настал период осмысления в первую очередь понятийного аппарата аудита.

Сам этот термин трактуется и понимается по-разному. Так, аудит (audit) в разных переводах означает "он слышит", "слушающий" [17]. В настоящее время не достигнуто единого понимания, что же такое аудит. Зачастую он ассоциируется не только с независимым контролем финансовой отчетности, но и с государственным и внутренним контролем, а также с любой проверкой, в том числе не связанной с бухгалтерским учетом и отчетностью [1, с. 11 - 12].

В учебнике под редакцией В.И. Подольского дается следующее определение: "Аудит как наука представляет собой систему знаний о методах и приемах независимого финансового контроля. Аудит как практика - вид управленческой деятельности, сводящейся к независимому финансовому контролю ведения бухгалтерского учета и оценке бухгалтерской (финансовой) отчетности" [2].

Нельзя не учитывать того, что в настоящее время при проведении аудита оценивается качество учетной информации, подготовленной в системе автоматизированной обработки данных. Поэтому отдельные ученые определяют аудит как "совокупность информационных процедур, сущность которых заключается в подготовке аналитической информации, предназначенной для формирования мнения аудитора о полноте и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц" [14].

Высказываются также мнения, что аудит - практическая деятельность. Возникает вопрос: что шире - аудит или контроль? Конечно, контроль, так как аудит является одним из видов финансового контроля.

Поскольку аудит финансовой отчетности в западных странах развивается с середины XIX столетия [17, с. 9 - 10], рассмотрим его определения, данные в различных источниках.

Так, Э.А. Аренс и Дж.К. Лоббек сформулировали: "Аудит (auditi№g) - это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям" [1, с. 7].

В Словаре бухгалтерских терминов приводится следующее определение: "audit - аудит, проверка отчетности, ревизия". [14, с. 28].

Таким образом, данные определения являются гораздо более широкими, чем аудит финансовой отчетности. Поэтому авторы считают, что определение аудита, сформулированное в Законе, охватывает только аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Можно предложить следующее определение аудита: "Аудит - это процедура проверки определенной информации на предмет ее соответствия установленным критериям".

Актуальным вопросом развития методологии аудита в России является определение предмета, объектов, метода, способов и приемов аудита, его этапов и соответствующих аудиторских процедур, направленных на качественное выполнение аудиторской проверки и услуг в соответствии с установленными нормами, правилами и стандартами.

Многие ученые, как уже было отмечено, выделяют различные виды аудита [1, 7, 8, 10, 15, 17, 19]. При этом аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности является наиболее важным из них, поскольку касается неопределенного круга пользователей отчетной и иной проверяемой информации. Признавая эти виды аудита, авторы фактически рассматривают лишь независимый аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности. В таком случае необходимо проанализировать проблемные вопросы и изменения, связанные именно с этим видом аудита.

На практике при внешних проверках аудиторских организаций качество аудиторских услуг рассматривается с позиций следования требованиям законодательства и аудиторским стандартам, соблюдения Кодекса профессиональной этики аудиторов и определенных формальных процедур, установленных стандартами аудиторской деятельности.

Обязанности экономических субъектов в части аудиторских проверок в основном сводятся к созданию аудиторам условий для выполнения ими своей работы, предоставлению всей необходимой документации и информации, устных и письменных разъяснений.

Необходимо постоянно иметь в виду, что именно администрация экономического субъекта несет основную ответственность за содержание бухгалтерской финансовой отчетности и результаты хозяйствования; она играет исключительную роль в обеспечении сохранности активов предприятия и обязана контролировать законность всех совершаемых сделок и операций [6].

Но как со стороны аудиторов, так и со стороны проверяемых лиц важно определить основные принципы и задачи аудита, единые требования к процедуре проверки финансовой и иной информации о деятельности экономического субъекта, тем более что бухгалтерская отчетность составляется под контролем руководства организации и одновременно оценивается им с точки зрения эффективности управления.

Как отмечают Т.Г. Шешукова и М.А. Городилов, "основной "продукт" от оказания аудиторских услуг выражается в увеличении степени надежности финансовых отчетов и, как следствие, уменьшении уровня информационного риска, что подтверждается и международной, и отечественной практикой". Внешние пользователи финансовой информации принимают свои экономические (управленческие) решения на основе анализа официальной (публичной) бухгалтерской отчетности. В то же время они, как правило, не имеют возможности провести детальную проверку достоверности этой отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета. Именно поэтому возникает общественная потребность в аудиторской деятельности [18]. И поскольку появление аудиторских услуг в России связано с развитием рыночной экономики, тем понятнее применение апробированных в международной практике аудита стандартов.

Рассмотрим более подробно, какие изменения ожидают российскую аудиторскую практику в ближайшее время. Прежде всего следует выделить изменения в Законе относительно уточнения терминологии аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (табл. 1).


Таблица 1

Сравнительная характеристика основных положений ст. 1 Закона № 307-ФЗ

Признак сравнения Пункт, статья Редакция от 01.12.2014 <*> Редакция от 04.03.2014 <**>
Аудиторская деятельность Пункт 2 ст. 1 Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами
Проверки, не имеющие отношения к аудиторской деятельности Пункт 2 ст. 1 К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличных от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности Данное пояснение отсутствует
Аудит Пункт 3 ст. 1 Независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности Аналогично
Состав проверяемой бухгалтерской отчетности Пункт 3 ст. 1 Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть)... аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренные федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация Данное пояснение отсутствует
Перечень аудиторских услуг Пункт 4 ст. 1 Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию аудиторской деятельности <***> Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности
Изменения в перечне прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью Пункт 7 ст. 1

Подпункт 3: утратил силу;

пп. 4: управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизации

Подпункт 3: анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

пп. 4: управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций и приватизации


--------------------------------

<*> Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 № 403-ФЗ).

<**> Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. Федерального закона от 04.03.2014 № 23-ФЗ).

<***> Часть 4 ст. 1 вступает в силу с 1 января года, следующего за годом признания международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации.

Таким образом, основной целью аудита финансовой отчетности по-прежнему является подтверждение достоверности ее показателей во всех существенных отношениях. При этом цель аудита может быть дополнена следующими задачами:

1) проверка соответствия порядка ведения бухгалтерского учета требованиям соответствующих законодательных актов и нормативных документов РФ;

2) изучение факторов, способных оказать влияние на возможность аудируемого лица продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 мес., следующих за отчетным периодом;

3) снижение совокупного (общего) аудиторского риска до приемлемо низкого уровня;

4) определение существенности обнаруженных ошибок и искажений, выявленных в ходе аудита;

5) документальное оформление аудиторских доказательств, подтверждающих аудиторское мнение;

6) соблюдение иных требований стандартов аудиторской деятельности, в том числе при планировании аудита, оценке его результатов и оформлении аудиторского заключения (отчета).

Решение поставленной цели и задач аудита дает возможность всем заинтересованным пользователям с достаточной уверенностью использовать финансовую информацию, представленную в проаудированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (или ее части), для принятия обоснованных управленческих решений в отношении дальнейшего развития бизнеса.

Как и любая другая наука, аудит имеет свой предмет и метод, а также объекты. Для их определения в современной интерпретации необходимо изучить как изменения законодательства по аудиторской деятельности, так и специальную литературу.

В качестве предмета аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в законодательстве об аудиторской деятельности представляются:

1) бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная законодательством о бухгалтерском учете;

2) аналогичная по составу отчетность, предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами (например, консолидированная финансовая отчетность);

3) часть бухгалтерской (финансовой) или аналогичной отчетности организации;

4) любая иная финансовая информация (перспективная финансовая информация, налоговая отчетность, внутрихозяйственная отчетность и др.).

Последнее означает, что аудиторской услугой является не только проведение аудита бухгалтерской (финансовой) и аналогичной ей отчетности, но также проведение аудита любой иной финансовой информации. Официальным документом, содержащим мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности такой информации, является аудиторское заключение. Следовательно, любая проверка, проведенная в соответствии с требованиями стандартов аудиторской деятельности, является такой деятельностью.

Несомненно, планирование и проведение аудиторской проверки зависит от поставленных задач, выбора объектов аудита и соответствующих аудиторских процедур. В специальной литературе рассматриваются различные подходы к определению объектов аудита: балансовый, циклический и пообъектный [1, 3, 5, 10 и др.].

При балансовом подходе объектами аудита выступают соответствующие статьи бухгалтерского баланса и других форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, показатели которых являются существенными для экономических решений пользователей этой отчетности.

Циклический подход основан на выделении отдельных циклов финансово-хозяйственной деятельности, в соответствии с которыми группируются бухгалтерские счета, связанные с однотипными хозяйственными операциями.

При пообъектном подходе все хозяйственные средства, источники хозяйственных средств и хозяйственные операции делятся на группы, подгруппы и виды на основе анализа учетно-экономической информации. Такое выделение объектов характерно для аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Интересной является точка зрения американских ученых Э.А. Аренса и Дж.К. Лоббека. Они пишут: "Существуют различные способы сегментирования аудита... Можно рассматривать сальдо по каждому счету как отдельный сегмент. Но подобное сегментирование обычно оказывается малоэффективным. Поэтому правильнее проводить обособленный аудит по циклам тесно связанных одна с другой хозяйственных операций и, соответственно, по группам отражающих их счетов [1, с. 152]".

В одной из работ авторами статьи также предлагалось рассматривать объекты аудита, более укрупненные по сравнению с бухгалтерским учетом от статьи отчетности, с учетом циклов заготовления, производства и продажи, а также отраслевой специфики и видов деятельности [7].

Для любой науки важно определить метод, который является совокупностью способов и приемов изучения предмета этой науки. Метод в общеизвестном значении - это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

В аудите используются общенаучные методы исследований, а также метод аудита. Так, в процессе проверки используются такие методы, как индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение. Поскольку аудит является составной частью контроля, в аудите используются документальная, нормативная и фактическая проверки.

В то же время авторы считают, что аудит имеет и свои способы и приемы: тестирование средств контроля, а также аудиторские процедуры по существу (инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет, аналитические процедуры).

Необходимость понимания метода и его приемов способствует эффективному планированию и проведению аудиторской проверки. Вместе с тем совокупность приемов и способов аудита требует дальнейшего обсуждения в профессиональном сообществе, так как аудиторы пользуются и элементами метода бухгалтерского учета, и методами статистики, анализа.

Поскольку аудиторская деятельность является социально значимой, к ней предъявляются особые требования и по законодательству РФ (табл. 2).


Таблица 2

Сравнительная характеристика требований законодательства по регулированию аудиторской деятельности

Признак сравнения Пункт, статья Редакция Закона от 01.12.2014 № 307-ФЗ Редакция Закона от 04.03.2014 № 307-ФЗ
Нормативное регулирование аудиторской деятельности Статья 2 Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами
Субъекты обязательного аудита Подпункты 1, 2 п. 1 ст. 5

1. Обязательный аудит проводится:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам и т.д.

1. Обязательный аудит проводится:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах и т.д.

Только аудиторскими организациями проводится обязательный аудит... Пункт 3 ст. 5 ...организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности ...организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной финансовой отчетности
Участие в открытом конкурсе Пункт 5 ст. 5 В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита организации, объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 млрд руб., обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства Данное пояснение отсутствует
Стандарты аудиторской деятельности Пункт 1 ст. 7 Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности...

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемой организации аудиторов и их работников

Порядок применения международных стандартов аудита Пункт 1 ст. 7 На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации Данное пояснение отсутствует
Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов... Пункт 2 ст. 7

...1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным международными стандартами аудита, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить международным стандартам аудита;

3) не должны создавать препятствий осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов

...1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

пп. 3 и 4 аналогичны

Кодекс профессиональной этики аудиторов Пункт 3 ст. 7 Свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности Аналогично
Аудиторская тайна не касается... Подпункт 2 п. 1 ст. 9 ...сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг ...сведений о заключении аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита


Анализ данных табл. 2 свидетельствует, что из перечня прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, исключены:

- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;

- экономическое и финансовое консультирование.

Однако по-прежнему перечень услуг, приведенных в п. 7 ст. 1 анализируемого Закона, является открытым, что, на взгляд авторов, допускает развитие новых направлений в аудиторской деятельности.

Таким образом, в новой редакции Закона об аудиторской деятельности обозначен переход на международные стандарты аудита. Проблема применения в российской практике международных стандартов в связи с жесткой конкуренцией на рынке аудиторских услуг со стороны крупных западных компаний является достаточно актуальной.

Аудиторские фирмы "Большой четверки" проводят аудиторскую деятельность в соответствии с требованиями международных стандартов аудита. Их универсальность помимо прочего состоит в том, что они применимы независимо от того, как проводится аудит, является ли он независимым обследованием финансовой отчетности прибыльного или убыточного предприятия. Не имеют значения и специфика организации, и ее правовое положение, масштабы деятельности [9].

Разработкой, внедрением и продвижением международных стандартов аудита занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ, IFAC), созданная в 1977 г. Ее целью является развитие и совершенствование бухгалтерской профессии, что позволит повысить качество профессиональных услуг. Международная федерация бухгалтеров тесно взаимодействует с Советом по международным стандартам финансовой отчетности [16].

Международные стандарты аудита должны применяться при оказании аудиторских услуг с года, следующего за годом их признания. Порядок признания МСА должен быть утвержден Правительством РФ. До момента вступления в силу принятых документов (в официальном переводе) будут действовать ранее утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (с последующими изменениями) и Минфином России (Приказы от 20.05.2010 № 46н, от 17.08.2010 № 90н и от 16.08.2011 № 99н) Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Согласно рекомендациям Совета по аудиторской деятельности, в вопросах планирования и проведения аудиторских процедур, по которым российскими стандартами аудиторской деятельности не установлены конкретные требования, целесообразно руководствоваться соответствующими МСА [13].

Основная цель международных аудиторских стандартов - обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудиторов, аудируемых лиц, аудиторской практики и требований к формированию независимого аудиторского мнения.

Согласно международным стандартам аудитор должен организовать свою работу так, чтобы быть готовым к обнаружению нарушений норм, искажающих сущность и содержание бухгалтерской отчетности; тщательно рассматривать получаемые свидетельства ошибок, неточностей и прямых фальсификаций в учете [6]. Он обязан оценить надежность системы внутреннего контроля предприятия-клиента.

Таблица 3

Изменения в структуре аудиторского заключения

Изменение Пункт, статья Редакция Закона от 01.12.2014 № 307-ФЗ Редакция Закона от 04.03.2014 № 307-ФЗ
Структура и содержание аудиторского заключения Подпункт 7 п. 2 ст. 6

7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;

7.1) результаты проверки, проведенной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором в соответствии с другими федеральными законами

7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;

пп. 7.1 отсутствует

Требования к аудиторскому заключению Пункт 3 ст. 6 Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности Аналогично
С заявлением в суд о признании аудиторского заключения заведомо ложным вправе обращаться... Пункт 6 ст. 6

...1) лица, которым адресовано аудиторское заключение;

2) Банк России;

3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;

4) государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов";

5) иные лица в случаях, определенных федеральными законами

Пункт 6 отсутствует


Согласно Информации Минфина России, аудиторское заключение может содержать результаты дополнительной работы, проводимой аудиторами при проведении аудита годовой бухгалтерской финансовой отчетности кредитных, страховых и других организаций в порядке, определенном соответствующими Федеральными законами (например, "О банках и банковской деятельности", "Об организации страхового дела в Российской Федерации") [11].

В соответствии с требованиями Федерального стандарта аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности", утвержденного Приказом Минфина России от 20.05.2010 № 46н, на аудитора возлагается обязанность выполнения в ходе аудиторского задания дополнительной по отношению к предусмотренной федеральными стандартами аудиторской деятельности работы, например в отношении каких-либо дополнительных процедур и обстоятельств (полноты ведения регистров бухгалтерского учета, правильности корреспонденции счетов бухгалтерского учета и др.).

Аудитор сообщает о результатах такой дополнительной работы в отдельном разделе своего заключения либо в отдельном отчете (заключении).

Прочие изменения, связанные с деятельностью аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, подробно освещены в упомянутом Информационном сообщении Минфина России и относятся:

- к уточнению организационно-правовой формы аудиторской организации (она не может быть создана в форме публичного акционерного общества);

- к отмене возможности передачи управления внешнему управляющему (другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю);

- к расширению требований к соблюдению принципа независимости в соответствии с утвержденными Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренными Советом по аудиторской деятельности 20.09.2012 (протокол № 6);

- к мерам дисциплинарного воздействия со стороны Росфиннадзора в отношении аудиторских организаций с учетом правовой практики;

- к порядку обмена и аннулирования квалификационных аттестатов аудиторов;

- к изменению деятельности саморегулируемых аудиторских организаций.

Таким образом, в соответствии с изложенным можно предположить, что под общее определение аудиторской деятельности (аудиторских услуг) подпадают:

- аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности или ее части;

- аудит аналогичной по составу отчетности (специальной);

- сопутствующие аудиту услуги;

- прочие (неаудиторские) услуги, связанные с аудиторской деятельностью.

Формирование нового подхода к методологии аудита становится особенно актуальным в свете последних изменений законодательства по аудиторской деятельности и наметившимся переходом на международные стандарты аудита. Общеизвестно, что МСА являются базой реформирования аудиторской деятельности в РФ, имеют мировое признание, но для их применения на территории России требуется разработка соответствующих методических и практических критериев.

Таким образом, в статье рассмотрены такие проблемные вопросы, как определение сущности аудита, его предмета, объектов, метода. Проанализированы изменения, внесенные в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" в декабре 2014 г., выявлено, что отдельные определения, а также переход России на применение международных стандартов аудиторской деятельности свидетельствуют о перспективах дальнейшего развития аудита как науки и практической деятельности. Рассмотренные вопросы являются достаточно актуальными и требуют обсуждения в профессиональном сообществе аудиторов и бухгалтеров.

Список литературы

1. Аренс Э.А., Лоббек Дж.К. Аудит / Под ред. Я.В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1995. 560 с.

2. Аудит / Под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Аудит, 2008. 580 с.

3. Варламова Е.Н. Сегментирование бухгалтерской информации: пообъектный и циклический подходы // Аудиторские ведомости. 2011. № 12. С. 27 - 32.

4. Данилевский Ю.А. Становление аудита в России // Бухгалтерский учет. 1995. № 5. С. 39 - 42.

5. Жминько С.И., Швырева О.И., Сафонова М.Ф., Калинина И.Н. Теория аудита. Р. н/Д: Феникс, 2013. 443 с.

6. Ивашкевич В.Б. Рассмотрение аудитором случаев мошенничества и коррупции // Аудиторские ведомости. 2014. № 5. С. 56 - 64.

7. Козменкова С.В. Конкретизация планирования проверки с учетом особенностей объектов аудита // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 45. С. 42 - 48.

8. Кочинев Ю.Ю. Аудит / Под ред. Н.Л. Вешуновой. 3-е изд. Спб.: Питер, 2008. 384 с.

9. Маренков Н.Л., Веселова Т.Н. Международные стандарты бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита в российских фирмах. Изд. 5-е. М.: Едиториал УРСС, 2004. 200 с.

10. Миргородская Т.В. Аудит. М.: КноРус, 2010. 254 с.

11. Об изменениях Федерального закона "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 № 307-ФЗ: Информационное сообщение Минфина России от 03.12.2014.

12. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. 13. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год.

14. Сиротенко Э.А. Перспективы развития теоретико-методологического аппарата аудита // Аудиторские ведомости. 2006. № 1. С. 18 - 25.

15. Словарь бухгалтерских терминов: Пер. с англ. Дж. Сигел, Дж. Шим. М.: ИНФРА-М, 2001. 408 с.

16. Суглобов А.Е., Бобошко В.И. Состояние и проблемы адаптации международных стандартов аудита в России // Международный бухгалтерский учет. 2010. № 2. С. 20 - 31.

17. Перемет А.Д., Суйц В.П. Аудит. М.: ИНФРА-М, 2004. 410 с.

18. Шешукова Т.Г., Городилов М.А. Аудит: теория и практика применения международных стандартов. М.: Финансы и статистика, 2003. 160 с.

19. Юдина Г.А., Черных М.Н. Основы аудита. М.: КноРус, 2009. 352 с.

ХОТИТЕ  ПОМОГУ  ВАМ
НАПИСАТЬ СТУДЕНЧЕСКУЮ РАБОТУ?

Я  ДЕЛАЮ  ЭТО
БЫСТРО  И  НЕДОРОГО

Авторские работы
Полное сопровождение до защиты
ПРОСТО ОТПРАВЬТЕ МНЕ ВАШЕ ЗАДАНИЕ
И  Я  ВАС  НЕ  ПОДВЕДУ!

В  2018  ГОДУ
МНЕ  ДОВЕРИЛИ
ВЫПОЛНЕНИЕ

421

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ДЛЯ  ТЕХ  КТО  ЦЕНИТ  ГАРАНТИИ

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

874

ПУБЛИКАЦИЙ

921

ВЫПОЛНЕНЫХ РАБОТ

­