Прежде напомним, что на сегодняшний день формы бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений) утверждены Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н). В названный Приказ были введены изменения, вступившие в силу с 17 мая 2015 г. В частности, согласно этим изменениям организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
а) в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
б) в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
При этом к организациям, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) относятся следующие лица, если иное не установлено п. 5 названной статьи:
1) субъекты малого предпринимательства;
2) некоммерческие организации;
3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".
Пунктом 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ установлено, что не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность:
1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
4) микрофинансовые организации;
5) организации государственного сектора;
6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
7) коллегии адвокатов;
8) адвокатские бюро;
9) юридические консультации;
10) адвокатские палаты;
11) нотариальные палаты;
12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств приведены в Приложении N 5 к Приказу N 66н.
Порядок применения упрощенной бухгалтерской отчетности изложен в Информации Минфина России N ПЗ-3/2015 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности".
Также следует иметь в виду, что бухгалтерская отчетность теперь подписывается только руководителем организации, что следует из форм отчетности, утвержденных Приказом N 66н.
Теперь что касается организаций, которые должны составлять консолидированную финансовую отчетность. Напомним, что общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности российскими организациями установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (далее - Закон N 208-ФЗ).
Под консолидированной финансовой отчетностью Закон N 208-ФЗ понимает систематизированную информацию, отражающую финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО) определяется как группа.
Формировать такую отчетность должны компании, на которые распространяется сфера применения Закона N 208-ФЗ, а именно:
- кредитные организации;
- страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
- негосударственные пенсионные фонды;
- управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
- клиринговые организации;
- федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список;
Кроме того составлять консолидированную финансовую отчетность обязаны организации:
- для которых составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) предусмотрено другими федеральными законами;
- у которых обязанность по представлению и (или) публикации консолидированной финансовой отчетности предусмотрена учредительными документами.
Еще в 1996 г. Приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. N 112 были разработаны Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (далее - Методические рекомендации). Данные Рекомендации могут применяться на сегодняшний день организациями, указанными в п. 2 ст. 8 Закона N 208-ФЗ, то есть организациями, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам.
Согласно п. 2 Приказа Минфина России от 14 сентября 2012 г. N 126н "О применении Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. N 112", с 1 января 2016 г. Методические рекомендации утрачивают силу.
29 июля 2015 г. на официальном сайте Минфина России был опубликован проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" (далее - законопроект), согласно которому в случае его принятия некоторые нормы Закона N 208-ФЗ будут изменены.
В частности, п. 7 ст. 4 Закона N 208-ФЗ, в которой указан порядок представления консолидированной финансовой отчетности, будет изложен в следующей редакции: "Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется в срок, не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется в срок, не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность. В случае если последний день срока представления консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, последним днем срока представления консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день".
В п. 8 названной статьи будет сказано: "Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации. Если федеральными законами установлены квалификационные требования к руководителю организации, то консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации, а также в предусмотренных учредительными документами организации случаях - иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации".
Статья 5 "Аудит консолидированной финансовой отчетности" Закона N 208-ФЗ будет изложена в следующей редакции:
"1. Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.
2. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность, представляемая в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, подлежит аудиту либо проводимой аудиторской организацией проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.
3. Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности либо иной документ, составляемый по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, представляется и раскрывается вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью".
Статья 7 Закона N 208-ФЗ получит название "Раскрытие консолидированной финансовой отчетности", и в ней будет сказано следующее:
"1. Организация должна раскрывать консолидированную финансовую отчетность.
2. Консолидированная финансовая отчетность считается раскрытой, если она размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для свободного доступа заинтересованных в ней лиц и (или) опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц.
3. При раскрытии годовой консолидированной финансовой отчетности путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет она должна быть доступна для заинтересованных в ней лиц вместе с аудиторским заключением о ней в течение пяти лет с даты ее размещения.
При раскрытии промежуточной консолидированной финансовой отчетности путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет она должна быть доступна для заинтересованных в ней лиц вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составляемым по результатам ее проверки аудиторской организацией, с даты ее размещения до даты размещения годовой консолидированной финансовой отчетности за год, в котором составлена промежуточная консолидированная финансовая отчетность.
4. Раскрываемая организацией консолидированная финансовая отчетность должна быть идентична консолидированной финансовой отчетности, представляемой в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных частью 7 настоящей статьи.
5. Раскрытие консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней со дня истечения срока для ее представления в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, если иной срок раскрытия консолидированной финансовой отчетности не установлен другими федеральными законами. В случае если последний день срока раскрытия консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, последним днем срока раскрытия консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.
6. Сведения о раскрытии консолидированной финансовой отчетности с указанием состава раскрытой отчетности, способа и даты ее раскрытия представляются организациями, за исключением организаций, указанных в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в Банке России в порядке и сроки, установленные Банком России.
7. Консолидированная финансовая отчетность организации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, раскрывается в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну. В случае если в консолидированной финансовой отчетности часть информации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, не может быть выделена, такая отчетность не подлежит раскрытию".
Итак, учитывая то, что законопроект может быть принят в любое время, рекомендуем следить за новостями, так как не исключено, что в следующем году придется руководствоваться обновленными нормами Закона N 208-ФЗ.