Сведения об имеющихся в распоряжении организации экономических ресурсах, их размещении и источниках образования, содержатся в бухгалтерском балансе. Он представляет собой способ обобщенного отражения и экономической группировки в денежном выражении имущества, обязательств и капитала на определенную отчетную дату.
По своему строению баланс представляет собой два ряда чисел,
Итоги которых равны между собой: актив, где отражаются разновидности имущества, и пассив, где отражаются виды обязательств и капитала организации. Каждый элемент актива и пассива баланса называется статьей баланса. Несколько статей, отражающих однородные объекты, объединяются в группы статей.
В актив баланса включены статьи, по которым показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадии кругооборота средств. Актив состоит из двух разделов: внеоборотные активы и оборотные активы.
Пассив баланса представлен тремя разделами: капитал и резервы, долгосрочные обязательства и краткосрочные обязательства.
АКТИВ |
ПАССИВ |
внеоборотные активы |
капитал и резервы |
оборотные активы |
долгосрочные обязательства |
краткосрочные обязательства |
В бухгалтерском балансе получают отражение остатки по счетам синтетического учета на отчетную дату. Дебетовые остатки по активным и активно-пассивным счетам заносятся в актив, а кредитовые остатки по пассивным и активно-пассивным счетам — в пассив баланса.
Взаимосвязь бухгалтерских счетов и баланса заключается в следующем:
бухгалтерские счета открываются в начале отчетного периода в соответствии с данными баланса на конец предыдущего периода (вступительный баланс), записью остатка по дебету активных счетов, по кредиту — пассивных счетов;
на аналитических и синтетических счетах в течение отчетного периода фиксируются совершающиеся хозяйственные явления, по окончании периода подсчитываются итоги записей, обороты по счетам и выдаются новые остатки;
если счет не имеет остатка во вступительном балансе, то его открывают записью хозяйственной операции в нем;
в конце отчетного периода составляется бухгалтерский баланс (заключительный) на основе остатков по синтетическим счетам на следующую отчетную дату.
Баланс содержит колонки для статей и их сумм на разные отчетные даты (начало и конец периода). Итоговые суммы статей актива и пассива называют валютой баланса.
Если итоговые суммы двух частей баланса равны, значит, он составлен правильно. Баланс означает равновесие.
Правильность построения бухгалтерского баланса заключается в:
полноте охвата хозяйственной деятельности организации во всей ее многоплановости;
надлежащей группировке хозяйственных явлений;
определении связи между данными явлениями, т. е. правильной корреспонденции счетов.
Баланс служит основным источником информации для обширного круга пользователей. По данным баланса пользователи первой группы знакомятся с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта (организации), проводят анализ финансового состояния платежеспособности, ликвидности, путем расчета различных коэффициентов. Балансовые показатели служат средством контроля за эффективностью административного управления организацией, базой для оперативного финансового планирования. Пользователи второй группы определяют по балансовым цифрам степень финансового риска, невозврата вложенных в организацию средств. Третья группа пользователей использует данные бухгалтерского баланса для решения задач планирования, регулирования, контроля и анализа экономической жизни общества на государственном и региональном уровнях.
Назначение и состав бухгалтерской отчетности. Формирование бухгалтерской отчетности является логическим завершением учетного процесса. Определяющим документом, устанавливающим место отчетности в организации бухгалтерского учета на предприятии, является Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
Гл. 3 Закона № 129-ФЗ устанавливает, что все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета, независимо от формы собственности.
Согласно п. 2 данной статьи, бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, включает в себя:
Бухгалтерский баланс — форма № 1.
Отчет о прибылях и убытках — форма № 2.
Приложения к ним, предусмотренные нормативными актами, а именно:
Отчет об изменении капитала — форма № 3.
Б. Отчет о движении денежных средств — форма № 4.
Приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5.
Г. Пояснительная записка к годовому отчету (анализ основных экономических показателей деятельности).
Д. Аудиторское заключение (подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности и соответствие совершенных в отчетном периоде хозяйственных операций действующему Законодательству РФ).
К отчетности прилагается дополнительная информация, раскрывающая отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия и состоящая из отдельных справок, в т. ч. сведения о счетах в банках, перечень организаций-дебиторов и кредиторов.
Согласно п. 3 Приказа МФ от 13. 01. 2000 г. № 4 н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», предприятия и организации, начиная с отчетности за 2000 г., могут разрабатывать собственные формы отчетности.