Согласно ст. 1 Закона № 129-ФЗ бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации, без которой невозможно принятие решений в процессе осуществления организациями финансово-хозяйственной деятельности. Его основу составляет сбор информации об имуществе и обязательствах организации, который осуществляется путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Регистрация и обобщение собранных сведений необходимы для формирования полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, а также для предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Пользователем бухгалтерской информации является юридическое или физическое лицо, имеющее заинтересованность в информации об экономической деятельности организации. Различают два вида пользователей данной информации: внутренних и внешних.
Внутренними пользователями информации являются:
- собственники (учредители, участники);
- администрация (совет директоров, высший управленческий состав, менеджеры, руководители и специалисты подразделений);
- работники организации.
Собственников (учредителей, участников) в наибольшей степени интересует информация об эффективности вложения средств, т.е. показатели доходности того или иного вида деятельности, размер полученной прибыли, соотношения активов и обязательств, величины чистых активов, данные о направлениях использования собственного капитала и т.п.
Сотрудникам администрации хозяйствующего субъекта в зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций необходима, как правило, вся бухгалтерская информация, на основе которой будут приниматься управленческие решения, осуществляться планирование, анализ и контроль производственной и финансовой деятельности организации. Менеджер может затребовать у бухгалтерского аппарата необходимые для своей работы соответствующие сведения. При этом он должен располагать достаточными познаниями и навыками, чтобы разобраться с информацией, содержащейся в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета.
Работников организации в основном интересуют данные о стабильности и прибыльности работодателей, способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест.
Внешних пользователей бухгалтерской информации можно разделить на пользователей с прямым и непрямым (косвенным) финансовым интересом.
К первым можно отнести лиц, имеющих тесные экономические связи с организацией. Это прежде всего инвесторы и их представители, кредитные организации, поставщики и подрядчики, прочие кредиторы.
Инвесторы и их представители интересуются информацией, на основе которой можно сделать вывод об объемах деятельности организации, ее финансовой устойчивости, т.е. о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, возможности и целесообразности распоряжения ими, способности организации выплачивать дивиденды и т.п.
Кредитным организациям также нужна информация о финансовой устойчивости, о деятельности в перспективе, т.е. способности своевременно погасить предоставленные займы и выплатить проценты по ним. Помимо прочего, кредитные организации заинтересованы в информации о величине собственного капитала организации и о размерах кредиторской задолженности другим лицам.
Поставщиков и подрядчиков интересуют сведения о денежных средствах, запасах материалов, товаров и готовой продукции, дебиторской задолженности, позволяющие определить платежеспособность организации.
К внешним пользователям информации с косвенным финансовым интересом относятся налоговые органы, казначейство, департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, аудиторские фирмы, Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат России), Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики, фондовые биржи, работники профессиональных союзов, научные консультанты, покупатели и др.
Налоговые органы и казначейство заинтересованы во всей учетной информации (не только бухгалтерской), необходимой для проверки правильности уплаты федеральных, республиканских и местных налогов на прибыль (доходы), на добавленную стоимость и на заработную плату, а также акцизов.
Ревизорам департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России и вышестоящих органов управления, а также аудиторам, осуществляющим по договору аудиторскую проверку, представляется вся учетная информация.
Госкомстат России использует показатели форм отчетности, заполненных с применением данных бухгалтерского учета. В формах представлены не только стоимостные, но и натуральные показатели, применяющиеся при формировании и представлении информации для принятия решений на региональном и государственном уровнях.
Сотрудникам ПФР и ФСС РФ представляется учетная информация, необходимая для проверки правильности отчислений в указанные фонды.
Необходимо подчеркнуть: внешние пользователи, имеющие право на использование всей внутренней учетной информации или ее части, обязаны хранить коммерческую тайну организации и не разглашать ее.
Перечень сведений, разглашение которых может принести снижение экономических выгод для организации и составляющих коммерческую тайну, определяется ее руководителем в соответствии с действующим законодательством.
Целесообразно данный перечень оформлять приказом руководителя.
Остальным внешним пользователям для оценки финансового состояния организации, как правило, достаточно данных бухгалтерской отчетности.