Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость регулируется гл. 21 НК РФ.
Объект налогообложения по НДС установлен в ст. 146 НК РФ. К нему относятся следующие операции:
- реализация товаров, работ или услуг на территории России, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
- передача на территории России товаров, выполнение работ или оказание услуг для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Необходимо помнить, что в целях гл. 21 Кодекса передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказанных услуг на безвозмездной основе признается соответственно реализацией товаров, работ или услуг.
Момент определения налоговой базы по НДС регулируется ст. 167 НК РФ. Налогоплательщики с обычным (недлительным) циклом производства формируют налоговую базу либо на дату отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) и имущественных прав, либо на дату их оплаты (в том числе частичной). Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из указанных дат.
Для налогоплательщиков с длительным производственным циклом момент определения налоговой базы устанавливается как:
1) день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг);
2) наиболее ранняя из дат:
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав);
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Дата передачи объекта недвижимости покупателю по передаточному акту или другому документу о передаче признается датой отгрузки в целях определения налоговой базы по НДС (п. 16 ст. 167 НК РФ).
В отличие от второго метода момент определения налоговой базы "по отгрузке" дает возможность налогоплательщикам с длительным циклом производства не исчислять НДС в день получения авансов (оплаты, частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Этот день не является для них моментом определения налоговой базы. Обязательное условие применения этого метода - раздельный учет осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам, работам, услугам, в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций. Момент определения налоговой базы налогоплательщики с длительным производственным циклом должны закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
Все особенности расчета налоговой базы по НДС прописаны в ст. ст. 153 - 162 НК РФ. Отметим только те требования, которые чаще всего приходится выполнять на практике.
При определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате этих товаров (работ и услуг), имущественных прав, которые получены им в денежной или натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.
Если выручка организации или индивидуального предпринимателя выражена в иностранной валюте, то она пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав, или на дату фактического осуществления расходов. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ (товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и др.), полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из цен, исчисленных в порядке, который предусмотрен ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС в случаях:
- реализации товаров, работ или услуг по товарообменным (бартерным) операциям;
- реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
- передачи права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;
- передачи товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) при оплате труда в натуральной форме.
При получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. Это положение не распространяется на налогоплательщиков с длительным производственным циклом, избравших момент определения налоговой базы "по отгрузке". Суммы полученной оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) в налоговую базу они не включают.
Налогоплательщики, применяющие государственные регулируемые цены или предоставляющие в соответствии с федеральным законодательством отдельным потребителям льготы и получающие в связи с этим субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, налоговую базу определяют как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субсидий, полученные из бюджетов, при определении налоговой базы не учитываются.
Если продается имущество, которое подлежит учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и акцизов (для подакцизных товаров) и стоимостью реализуемого имущества (или его остаточной стоимостью с учетом переоценок).
Если налогоплательщик использует товары, выполняет работы или оказывает услуги для собственных нужд и эти расходы не принимаются к вычету (в том числе и посредством амортизационных отчислений) при исчислении налога на прибыль организаций, налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров, работ или услуг. Эта стоимость исчисляется исходя из цен реализации идентичных (а если таковых нет, то однородных) товаров (аналогичных работ или услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде. Если такие операции у организации отсутствовали, применяются рыночные цены с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.
Когда товар ввозится на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, порядок определения налоговой базы по НДС следующий. При ввозе товаров налоговая база определяется как сумма:
- таможенной стоимости этих товаров;
- таможенной пошлины, подлежащей уплате;
- акцизов (по подакцизным товарам), подлежащих уплате.
При ввозе на территорию РФ продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.
Необходимо учесть, что налоговая база по НДС определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.
Размеры ставок по налогу на добавленную стоимость перечислены в ст. 164 Кодекса.
Для исчисления НДС используются три общие ставки - 0, 10 и 18% и две расчетные - 10/110 и 18/118.
Ставка 0% используется при экспортных операциях, которые перечислены в п. 1 ст. 164 НК РФ.
К таким операциям, в частности, относится реализация:
1) товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ;
2) работ (услуг):
- по международной перевозке товаров (в том числе по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров для осуществления международных перевозок), а также транспортно-экпедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции.
К международным перевозкам приравниваются работы (услуги) по перевозке и (или) транспортировке углеводородного сырья из пункта отправления, находящегося на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;
- выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
- по организации транспортировки за пределы территории России трубопроводным транспортом природного газа;
- по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью по передаче электроэнергии из национальной (общероссийской) электрической сети в электроэнергетические системы иностранных государств;
- по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
- по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в морских и речных портах;
- по предоставлению железнодорожного состава или контейнеров, а также транспортно-экпедиционных услуг для перевозки экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации;
- выполняемых организациями внутреннего водного транспорта по перевозке экспортируемых товаров в пределах территории РФ до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на иные виды транспорта;
3) углеводородного сырья, добытого на морском месторождении углеводородного сырья, а также продуктов его технологического передела (стабильного конденсата, сжиженного природного газа, широкой фракции легких углеводородов), вывезенных из пункта отправления, находящегося на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, при условии представления документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса, за исключением случаев, если такие товары вывозятся в таможенной процедуре экспорта;
4) услуг по перевозке товаров воздушными судами, которые оказывают российские организации или предприниматели, при которой пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами территории Российской Федерации, в случае, если на территории Российской Федерации совершается посадка воздушного судна, при условии, что место прибытия товаров на территорию Российской Федерации и место убытия товаров с территории Российской Федерации совпадают;
5) работ (услуг), связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию РФ до таможенного органа в месте убытия с территории РФ;
6) услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров для перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основе договора транспортной экспедиции организациями или индивидуальными предпринимателями;
6.1) услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Республики Крым либо на территории города федерального значения Севастополя;
7) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен за пределами российской территории, и при условии оформления перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
8) товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;
9) припасов, вывезенных с территории Российской Федерации;
10) выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с территории РФ продуктов переработки, а также работ (услуг), связанных с такой перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых товаров (вывозимых продуктов переработки).
Налогоплательщик вправе применить ставку НДС 0% при реализации товаров, вывезенных с территории России на территорию государства - члена Евразийского экономического союза <1>, представив в налоговый орган документы, предусмотренные п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнения работ, оказания услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, далее - Протокол № 18).
С 1 января 2015 г. по ставке 0% облагается перевозка пассажиров пригородным железнодорожным транспортом. Эта норма не постоянна, она действует до 1 января 2017 г.
Ставка 10% используется в отношении ряда продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и медицинских товаров отечественного и зарубежного производства (п. 2 ст. 164 НК РФ).
Коды видов продукции, облагаемых НДС по ставке 10%, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ.
С 1 июля 2015 г. вступила в действие норма, при которой реализация услуг внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа облагается по ставке 10%.
Во всех остальных случаях используется ставка НДС в размере 18%.
При применении налогоплательщиками при реализации товаров, работ или услуг различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду этих товаров (работ или услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по данной ставке. Это правило относится и к случаям использования товаров, работ или услуг для собственных нужд.
Однако в тех случаях, когда в соответствии с НК РФ сумма НДС должна определяться расчетным путем (например, при получении предоплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого по стоимости с учетом налога, или при удержании НДС налоговыми агентами), налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки 10 или 18% к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки, то есть 10/110 или 18/118.
Налоговый период по НДС установлен ст. 163 НК РФ как квартал.
Порядок и сроки уплаты налога в бюджет установлены в ст. 174 НК РФ. Пунктом 1 этой статьи предусмотрено, что НДС уплачивается равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.
Данное положение не действует для лиц, указанных в п. 5 ст. 173 Кодекса, и для налоговых агентов, уплачивающих НДС за иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков. Для них п. 4 ст. 174 НК РФ предусмотрен иной порядок уплаты налога.
Так, согласно абз. 1 п. 4 ст. 174 Кодекса уплата налога лицами, указанными в п. 5 ст. 173 Кодекса (в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога; налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению), производится по итогам каждого налогового периода не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Так, например, налог, исчисленный в декларации за I квартал 2015 г., уплачивается в бюджет в полном размере с учетом выходных дней по сроку 27 апреля 2015 г.
Согласно абз. 2 п. 4 ст. 174 Кодекса в случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам. То есть НДС уплачивается в полном размере, без разбивки на три платежа.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации товаров, работ или услуг на территории РФ уплачивается по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в налоговой инспекции (месту государственной регистрации). Этот же порядок действует в отношении передачи товаров, выполнения работ и оказания услуг для собственных нужд.
Налоговые агенты производят уплату НДС по месту своего нахождения.