Контроль в управленческом учете существенно отличается от контрольной функции бухгалтерии. В бухгалтерском учете контролируются законность совершаемых операций, правильность оформления первичных документов и сделок и лишь при хорошей постановке учета предотвращается возможность удорожаний и переплат в момент осуществления затрат. В управленческом учете контроль в первую очередь должен быть направлен на проверку оптимальности принятых решений, полноты их исполнения. Современный управленческий учет охватывает весь спектр управленческих решений, в том числе оценку правильности выбора цели затрат и результатов деятельности, контроль внешних и внутренних ограничений, мешающих предприятию достичь поставленных целей, бюджетный контроль составления и исполнения сметы доходов и расходов. Текущий контроль в учете для управления включает мониторинг внешней и внутренней среды для определения ее возможного влияния на производственно-хозяйственную деятельность организации.
Лишь последующий контроль в управленческом учете несколько схож с бухгалтерским. Он осуществляется путем выявления или расчета отклонений фактических значений от плановых и анализа причин этих отклонений.
Анализ фактических показателей деятельности предприятия направлен на оценку прошлого, определение сильных и слабых сторон этой деятельности. Анализ текущих показателей, в первую очередь затрат и результатов, помогает определить, что происходит в организации в настоящее время, какова динамика ее развития. Анализ будущего предназначен для оценки возможностей предприятия достичь поставленных целей, рисков, с которыми это связано, поиска путей их преодоления или снижения негативных последствий.
Понятие "управленческий учет" многие специалисты связывают прежде всего с оперативным представлением информации. Она должна обрабатываться в том темпе, который необходим для управления, т.е. в большинстве своем день в день или по крайней мере на следующий день. Современные реалии требуют перехода от периодического учета к учету в режиме реального времени, а затем к учету, ориентированному на будущее. По данным нашего отечественного бухгалтерского учета многое уже нельзя сделать, кроме как принять и обобщить факты, в лучшем случае на основе их анализа не допустить развития негативных тенденций и развивать позитивные.
Однако оперативность не является прерогативой исключительно управленческого учета. Задача представления объективной информации в нужное место, в нужное время и в удобной форме присуща не только управленческому учету. О различиях в оперативности можно говорить только по отношению к отчетности, но не по отношению к процессу сбора информации, т.е. к учету. Оперативным должен быть процесс сбора и обработки информации и для финансового учета, например учет кассовых операций не может быть неоперативным. То, что процесс закрытия счетов в существующей практике бухгалтерского учета растянут на длительный период, обусловлено в первую очередь наличием ручной обработки документов и распространенной у нас практикой внесения исправлений в данные планирования и учета задним числом.
Оперативность не всегда должна быть присуща и управленческому учету. Когда речь идет о принятии стратегических решений, например о расширении рынков сбыта по зонам страны или мира, по категориям населения, об освоении новых технологических процессов, ресурсов или решений, связанных с привлечением значительных капитальных вложений, проникновением на рынки новой продукции, логично предположить, что важнее основательность подготовки соответствующей информации для выбора и обоснования решений, чем ее оперативность.