Первые месяцы календарного года - горячая пора для бухгалтерского сообщества: надо подготовить и сдать бухгалтерскую и налоговую отчетность, а также другие виды отчетности. И сделать это нужно без ошибок.
Сразу два законопроекта, устанавливающие административную ответственность за нарушения в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, находятся на рассмотрении в Государственной Думе.
Мы изучили данные законопроекты и готовы обсудить с вами меры административной ответственности, которые планируется ввести за нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
Нормы действующего законодательства
Согласно ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2000 до 3000 руб.
Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимаются:
- занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
При этом должностные лица освобождаются от административной ответственности за указанные правонарушения в следующих случаях:
- при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на основании такой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов и сборов, а также соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных п. п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ;
- при исправлении ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в определенном законодательством РФ порядке.
В данном случае под правилами ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимаются нормы, установленные Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ).
Привлечь к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ могут как руководителя, так и главного бухгалтера организации.
Важным является и срок привлечения к административной ответственности. Сегодня постановление по делу об административном правонарушении о налогах и сборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Первый законопроект - правительственный
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1902-р в Государственную Думу был внесен проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (законопроект № 890123-6). Этот законопроект был внесен на следующий день после выхода Распоряжения.
4 декабря 2015 г. законопроект был принят в первом чтении (мы рассматриваем данный вариант).
Что же предлагается изменить?
Планируется изложить ст. 15.11 КоАП РФ в новой редакции.
Грубое нарушение требований ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.
Повторное совершение данного административного правонарушения приводит к наложению на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб. или их дисквалификации на срок от одного года до трех лет.
Под грубым нарушением требований ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимаются:
- занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
- искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
- регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
- составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета;
- отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о такой отчетности в течение установленных сроков хранения данных документов.
Порядок освобождения от предусмотренной административной ответственности за административные правонарушения не меняется.
Кроме того, планируется увеличить до двух лет срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете.
Если сравнивать положения законопроекта с действующими нормами, можно отметить следующее:
- увеличены размеры штрафов;
- введена ответственность за совершение повторного нарушения;
- введено такое административное наказание, как дисквалификация;
- расширен перечень грубых нарушений;
- увеличен с одного года до двух лет срок давности.
В целом законопроект направлен на повышение эффективности пресечения грубого нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, обеспечение реализации прав граждан, организаций, государства на получение надежной и достоверной информации в сфере экономической деятельности.
Что касается увеличения размеров штрафов, как сказано в пояснительной записке к законопроекту, они просто пересчитаны с учетом инфляции за период с 2002 по 2014 г.
Особо отметим, что состав административного правонарушения дополнен действиями, которые запрещены законодательством РФ о бухгалтерском учете. Это, в частности:
- регистрация не имевших места фактов хозяйственной жизни, мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
- составление бухгалтерской отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета.
При этом понятие "мнимые и притворные объекты бухгалтерского учета" содержится в Федеральном законе № 402-ФЗ.
Кроме того, законопроект устанавливает ответственность за отсутствие документов бухгалтерского учета, подлежащих хранению в соответствии с требованиями Федерального закона № 402-ФЗ.
По заявлению разработчиков законопроекта он соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), а также иных международных договоров РФ. Законопроект обеспечивает выполнение международных обязательств РФ как участника международных актов по противодействию коррупции, в частности, Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21.11.1997, к которой Российская Федерация присоединилась в соответствии с Федеральным законом от 01.02.2012 № 3-ФЗ.
Реализация законопроекта не приведет к избыточному ограничению прав и интересов привлекаемых к административной ответственности должностных лиц. Это обусловлено тем, что законопроект содержит нормы, позволяющие индивидуализировать административное наказание в соответствии с общими принципами назначения административного наказания, а также сохраняет положения действующей редакции ст. 15.11 КоАП РФ в части освобождения должностных лиц от административной ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации и исправления ошибки в бухгалтерском учете в установленном порядке.
Второй законопроект - альтернативный
Инициативной группой депутатов 18 декабря 2015 г. в Государственную Думу был внесен законопроект № 957581-6 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". На момент подготовки данного материала законопроект проходит предварительное рассмотрение.
В данном случае планируется принять принципиально новый КоАП РФ. Мы рассмотрим только статьи, предусматривающие административную ответственность за нарушения в области бухгалтерского учета и отчетности.
Ответственность за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, а также страховых взносов определена в гл. 29 КоАП РФ.
Предлагается ввести в Кодекс ст. 29.28 "Грубое нарушение правил ведения бухгалтерской отчетности".
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.
За повторное совершение данного административного правонарушения должностные лица привлекаются к ответственности в виде штрафа в размере от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификации на срок до одного года.
Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимаются:
- занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
- искажение любого показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Условия освобождения от административной ответственности не меняются по сравнению с действующими нормами.
Если сравнивать этот вариант с применяемым в настоящее время, также увеличены размеры штрафов, введена ответственность за совершение повторного нарушения и введено такое административное наказание, как дисквалификация.
При этом за повторное правонарушение штрафы предлагаются выше, чем в правительственном варианте, - до 50 000 руб. по сравнению с максимальными 20 000 руб. При этом максимальный срок дисквалификации ограничен одним годом.
Отметим также, что определение понятия грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности полностью совпадает с действующим вариантом.
Из гл. 15 КоАП РФ (имеется в виду действующий Кодекс) в проекте выделены две самостоятельные главы, посвященные административным правонарушениям в области финансов, налогов, сборов и страховых взносов (гл. 29), а также административным правонарушениям в области финансового рынка (гл. 30).
Что касается срока давности привлечения к административной ответственности, согласно ст. 5.11 законопроекта общий срок исковой давности составляет шесть месяцев, за исключением отдельных случаев. Специальный срок давности для нарушений в области бухгалтерского учета и отчетности не установлен. Планируется ввести только срок давности привлечения к административной ответственности по делам о нарушении законодательства РФ о налогах и сборах: три года.
Интересно также привести положения новой ст. 29.30 "Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в органы государственной статистики" законопроекта.
Напомним, что в действующем КоАП РФ нет отдельной статьи, посвященной данному нарушению. Сегодня за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в органы статистики ответственность предусмотрена в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ.
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., на юридические лица - от 3000 до 5000 руб.
Предлагается за непредставление или несвоевременное представление юридическим лицом обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы государственной статистики, а также за представление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в неполном составе и другие нарушения порядка его представления установить административный штраф:
- для индивидуальных предпринимателей - от 2000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц - от 5000 до 10 000 руб.;
- для юридических лиц - от 10 000 до 30 000 руб.
Непредставление или несвоевременное представление юридическим лицом аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, в органы государственной статистики, иное нарушение порядка его представления приводит к наложению административного штрафа:
- на индивидуальных предпринимателей - от 25 000 до 40 000 руб.;
- на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 руб.;
- на юридические лица - от 100 000 до 200 000 руб.
Комментарии в данном случае излишни: размеры штрафов по сравнению с сегодняшними впечатляют, особенно за отсутствие аудиторского заключения.
В целом необходимость принятия нового КоАП РФ разработчики обосновывают в первую очередь произошедшими после 1 июля 2002 г. (дата введения в действие настоящего КоАП РФ) изменениями в организации общественной жизни и деятельности государства, изменениями в экономике. При этом авторы старались взвешенно подходить к установлению санкций. В целом в проекте сохраняются тенденции к расширению круга урегулированных различными федеральными законами общественных отношений, а также к более детальному и точному определению составов административных правонарушений.
* * *
В настоящее время в Государственной Думе находятся на рассмотрении два законопроекта, устанавливающие административную ответственность за нарушения в области бухгалтерского учета и отчетности.
В целом оба варианта усиливают указанную административную ответственность, в том числе увеличивают размеры штрафов и вводят дисквалификацию для должностных лиц.
Какой вариант будет принят, покажет время. В любом случае надо ответственно подойти к подготовке и сдаче бухгалтерской отчетности.