Информация, характеризующая фактическое состояние хозяйственной деятельности, возникает и передается в системе хозяйственного учета, который является совершенно необходимой функцией управления общественным производством. Хозяйственный учет можно организовать и вести по-разному. Учет выполнения производственных операций, норм выработки, выполнения договорных обязательств по поставкам продукции - это конкретный оперативный учет. Ведут статистический учет трудовых ресурсов, производства и распределения продукции и других массовых общественных явлений.
Объектами бухгалтерского учета являются: имущество организации; источники формирования ее имущества; хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников его формирования.
Имущество организации принято называть активом, его использование должно приносить доход, т. е. потенциальные доходы.
В состав имущества включаются:
внеоборотные (иммобильные) активы, состоящие из основных средств, нематериальных активов, капитальных вложений, долгосрочных финансовых вложений;
оборотные (мобильные) активы, а именно: материальные оборотные средства; денежные средства; финансовые вложения; дебиторская задолженность.
По источникам образования и целевому назначению имущество подразделяют:
собственное (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, резервы, целевое финансирование, нераспределенная прибыль);
заемное (кредиты банка, заемные средства, кредиторская задолженность, обязательства по распределению).
Хозяйственная операция - любое изменение в составе имущества организации и источников его образования.
Предметом изучения бухгалтерской науки является документально зафиксированная и выраженная в денежном измерителе финансовохозяйственная деятельность организации, состоящая из трех хозяйственных процессов: заготовление, производство, реализация.
Метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность взаимосвязанных способов и приемов ведения учетного процесса, в результате применения которых достигается обоснованное взаимосвязанное отражение деятельности предприятия.
Метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность взаимосвязанных способов и приемов ведения учетного процесса, в результате применения которых достигается обоснованное взаимосвязанное отражение деятельности предприятия.
Метод бухгалтерского учета обеспечивает взаимодействие элементов, главными из которых являются:
Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета;
Инвентаризация - проверка фактического наличия товарноматериальных ценностей, финансовых обязательств и денежных средств и сравнение полученных результатов с учетными данными;
Оценка - денежное выражение стоимости всех средств предприятия;
Калькуляция - способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости продукции, работ, услуг;
Бухгалтерские счета - специальные регистры для учета хозяйственных средств и хозяйственных процессов;
Метод двойной записи - способ взаимосвязанного отражения хозяйственных операций на двух различных счетах в одной и той же сумме;
Бухгалтерский баланс - способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников, информации о хозяйственных процессах в денежной оценке на определенной момент времени;
Отчетность - способ получения сводных показателей деятельности предприятия за отчетный период.
Использование каждого из перечисленных элементов осуществляется в соответствии с установленными в законодательном порядке положениями и инструкциями.