Практикующие бухгалтеры недостаточно внимания уделяют теоретическим основам бухгалтерского учета, считая такого рода информацию излишней и ненужной для практической работы. Между тем теория бухгалтерского учета - это те основополагающие принципы, на которых строится бухгалтерская профессия. Знание теории бухгалтерского учета и умение оперировать ее терминами говорят об уровне образованности бухгалтера и помогают ему составить достойное мнение о себе как о профессионале. Настоящая статья представляет собой своего рода краткий обзор по главным разделам теории бухгалтерского учета. Надеемся, что этот материал поможет начинающим бухгалтерам получить представление о науке "теория бухгалтерского учета", а опытным работникам - освежить в памяти основные ее положения.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета
В России системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета базируются на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.
Первый уровень - законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Второй уровень - Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ. В настоящее время издано 20 Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.
Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы; подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня. К этому уровню относятся планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению.
Четвертый уровень - документы по организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций, которые разрабатываются для конкретных организаций. Сюда относятся рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в пределах принятой учетной политики. Содержание и статус указанных документов, принципы их построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.
Первые три уровня применяются всеми организациями, являющимися юридическими лицами в соответствии с Гражданским кодексом РФ (кроме банковских, страховых и бюджетных).
Предмет и метод бухгалтерского учета
Важнейшими объектами бухгалтерского учета являются следующие.
Внеоборотные активы - имущество организации по составу и размещению (актив): основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы.
Оборотные активы: запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.
Капитал и резервы: уставный капитал, добавочный капитал и нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). При этом из уставного капитала вычитаются собственные акции, выкупленные у акционеров.
Внеоборотные и оборотные активы составляют активную часть баланса.
В пассивной части баланса отражается имущество организации по источникам его образования (собственные и заемные обязательства).
Кроме имущества организации и ее обязательств объектами бухгалтерского учета являются хозяйственные операции и их результаты.
Хозяйственные операции - это действия, которые отражают хозяйственные факты, сделки, расчеты, результаты финансовой деятельности и т.д., а также состав и размещение имущества и источники образования средств (собственные и заемные).
Хозяйственные операции совершаются по следующим сферам.
Сфера снабжения представляет собой совокупность операций, в результате которых организация обеспечивает себя покупными предметами и средствами труда, необходимыми для производства (сырье, материалы, топливо) (счета 10, 60 и др.).
Учет в сфере снабжения выполняет две основные задачи:
- обеспечивает контроль за ходом выполнения договоров с поставщиками по снабжению производственными запасами в установленные сроки;
- определяет фактическую себестоимость приобретенных производственных запасов.
Сфера производства - это основа деятельности организации. Здесь предметы труда превращаются в готовую продукцию с помощью работников, которые воздействуют на них средствами труда и придают им новый вид или свойства, т.е. создает готовую продукцию (счета 20, 21, 23, 25, 26, 43, 40, 90 и др.).
Учет в сфере производства:
- определяет объем производства выпускаемой продукции в целом и по ее отдельным видам, выраженным в денежном и натуральном измерении;
- исчисляет фактическую себестоимость отдельных видов и всей реализованной (проданной) продукции;
- контролирует экономное и рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Сфера продажи и финансовые результаты организации представляют собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции (оказанием услуг), основных средств и прочих активов, а также определением финансовых результатов деятельности (прибыль или убыток) (счета 40, 43, 90, 99, 51, 62 и др.).
Учет продаж и финансовых результатов обеспечивает:
- контроль за ходом выполнения договоров поставок по объему и ассортименту проданной продукции;
- своевременное и полное исчисление сумм, полученных за проданную продукцию;
- выявление конечных финансовых результатов деятельности организации (прибыль или убыток).
Следовательно, продажи и финансовые результаты завершают кругооборот имущества и обязательств организации, т.е. дает полную характеристику предмета бухгалтерского учета.
Принципы бухгалтерского учета
Принцип - основа, исходное, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все вытекающие из него утверждения.
Основными принципами бухгалтерского учета можно считать следующие.
Принципы-допущения: имущественная (автономная) обособленность; непрерывность деятельности организации; последовательность применения избранных форм и методов; временная определенность фактов хозяйственной деятельности (метод исчисления); преемственность; конфиденциальность.
Принципы-требования: полнота учета; осмотрительность; приоритет содержания над формой; отчетный период; качественные характеристики отчетной информации (достоверность, существенность, сопоставимость).
Принципы-правила: стоимостная (денежная) оценка; двойная запись, рациональность; возможность контроля учетных данных (доказательность записей) и др.
Балансовое обобщение
Бухгалтерский баланс, составленный на определенную дату, являясь источником информации, представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещению, а также по источникам его формирования (собственные и заемные обязательства), выраженный в денежной оценке.
Форма бухгалтерского баланса утверждена Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н.
Баланс по своему строению представляет собой двухстороннюю таблицу, которая состоит из актива и пассива.
Актив баланса - это левая его часть, в которой отражается предметный состав, размещение и использование имущества организации. В бухгалтерском балансе актив признается, если в будущем вероятно получение организацией экономических выгод от этого актива и их стоимость может быть измерена с достаточной степенью надежности.
Правая часть называется пассивом баланса и показывает величину средств, вложенных в хозяйственную деятельность организации, и форму ее участия в создании имущества. Эта величина рассматривается как обязательства за полученные ценности или ресурсы. Обязательства признаются в бухгалтерском балансе, когда в результате исполнения соответствующего требования существует вероятность оттока хозяйственных средств, способного принести организации экономические выгоды, и величина этих выгод может быть измерена с достаточной степенью надежности.
Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой бухгалтерского баланса. Такое балансовое управление можно выразить следующим образом:
Активы (экономические ресурсы (I и II разделы баланса)) = Финансовые обязательства (привлеченный капитал (IV и V разделы баланса) + собственный капитал (III раздел баланса)).
Система счетов и двойная запись
В процессе производства каждый день осуществляется большое число хозяйственных операций, требующих текущего отражения, для чего используются специальные формы - счета бухгалтерского учета, которые построены по принципу экономической однородности.
Счета бухгалтерского учета - это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерениях (счета 01, 04, 10, 20, 50, 51, 52, 80, 99 и др.).
В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на активные и пассивные.
Счета являются активными:
- по экономическому содержанию, т.е. это те счета, которые предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению (счета 01, 10, 20, 50, 51 и т.д.);
- балансу, т.е. когда счета (статьи) расположены в активной части баланса (счета 01, 04, 08 и др.);
- сальдо (остатку), т.е. если счета имеют дебетовый остаток (С1Д и С2Д);
пассивными:
- по экономическому содержанию, т.е. когда счета отражают учет имущества по источникам его образования (счета 70, 80, 82, 83 и т.д.);
- балансу, т.е. если счета (статьи) расположены в пассивной части баланса (III, IV и V разделы);
- сальдо, т.е. те счета, которые имеют кредитовый остаток (С1К и С2К).
Кроме активных и пассивных счетов в практике бухгалтерского учета используются активно-пассивные счета, которые могут иметь дебетовое и кредитовое сальдо одновременно (счет 76).
Если по активно-пассивному счету выведено одно сальдо, то оно является результативным и показывает конечный итог. Например, на счете 99 отражаются как прибыли, так и убытки, но в конце отчетного периода выводится окончательный финансовый результат - прибыль (если сальдо кредитовое) или убыток (если сальдо дебетовое).
Двойная запись представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды в дебет одного счета и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму.
Метод двойной записи обусловливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка.
Корреспонденция счетов - это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, например, между счетами 50 и 51, или 70 и 50, или 10 и 60 и т.д.
Бухгалтерская проводка - оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации.
Инвентаризация, документация, учетные регистры
Инвентаризация - это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату (соответствие, недостача и излишек).
По видам различают частичную, периодическую, полную и выборочную инвентаризации.
Для проведения инвентаризации назначается инвентаризационная комиссия (включая главного бухгалтера).
Число инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств устанавливаются организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
По окончании проверки инвентаризационная комиссия составляет протокол, отмечая в нем свои решения и предложения. Протокол утверждается руководителем организации. Затем определяется порядок регулирования выявленных разниц между данными инвентаризации и учета.
Отчетность
Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.
По срокам составления бухгалтерская отчетность делится на годовую и промежуточную (месячную и квартальную), которая формируется с начала года нарастающими итогами.
Бухгалтерская отчетность организации (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений) состоит из:
- бухгалтерского баланса (форма № 1);
- отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
- отчета об изменениях капитала (форма № 3);
- отчета о движении денежных средств (форма № 4);
- приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
- пояснительной записки;
- аудиторского заключения.
Все организации, за исключением бюджетных, представляют квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней после окончания отчетного года.
Международные и российские стандарты. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации
Существует три мнения по поводу использования международных стандартов в бухгалтерском учете:
1) рекомендовать целиком и полностью использование международных стандартов в бухгалтерском учете России;
2) отказаться вообще от использования международных стандартов и разработать только свои национальные, российские;
3) разработать российские стандарты путем приспособления международных стандартов к национальным бухгалтерским требованиям.
На наш взгляд, последнее мнение является более правильным, так как во-первых, следует принять во внимание национальные традиции, накопленный положительный опыт бывшего Союза и России в организации и ведении бухгалтерского учета; во-вторых, в настоящее время, пока Россия находится на стадии перехода от одного типа экономики к другому, переносить и использовать полностью международные категории капитализма (в том числе и стандарты) в нашей стране очень трудно.
Приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180 по решению Правительства РФ разработана Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу.
В основу этой модели положено разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений - в виде института профессиональных бухгалтеров и аудиторов или другой заинтересованной общественности).
К ведению органов государственной власти должны быть отнесены:
- выработка государственной политики в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
- совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
- установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории Российской Федерации;
- разработка и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудита;
- государственный контроль соблюдения законодательства в данной области;
- мониторинг (предостерегающий контроль от различного рода нарушений) факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
- взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.
Профессиональные сообщества должны:
- подготавливать предложения по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
- участвовать в разработке проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также их разъяснений;
- выполнять общественную экспертизу МСФО в процессе одобрения их в России;
- разрабатывать методические рекомендации и информационные материалы (в том числе отраслевого характера);
- обобщать и распространять передовой опыт ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
- разрабатывать нормы профессиональной этики и осуществлять контроль их соблюдения членами профессионального сообщества;
- контролировать соблюдение членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
- повышать квалификацию членов профессионального сообщества;
- осуществлять мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
- обеспечивать взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.
В 2004 - 2007 гг. планируется обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов (открытых акционерных обществ, финансовых организаций, работающих со средствами физических и юридических лиц, и др. организаций).
В 2008 - 2010 гг. все остальные хозяйствующие субъекты перейдут на МСФО на базе нормативно-законодательных актов Российской Федерации.
По нашему мнению, целесообразно разбить все организации на 4 - 5 групп и постепенно переводить на МСФО с учетом всех сторон политической и экономической жизни России.
Следовательно, при разработке стандартов бухгалтерского учета в России необходимо учитывать специфику переходного периода, формирования новой финансовой и денежно-кредитной системы, особенности налогообложения, структурные отношения различных форм собственности, состояние экономики страны и другие факторы. При этом нужно опираться на нормативные и правовые акты России. Следует создать свои национальные стандарты бухгалтерского учета, отчетности и аудита. Регулировать их должно в первую очередь государство.