Управленческий учет призван обеспечивать руководство компании своевременной, полной и достоверной информацией для дальнейшего ее анализа и принятия на его основании правильного управленческого решения. Его основными задачами являются:
учет и управление затратами;
калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг).
Управление затратами - это одна из основных функций финансового директора и представляет собой процесс планирования затрат, их учет и контроль, выявление возможностей экономии ресурсов. Необоснованный рост затрат может привести к ухудшению финансового состояния компании и снижению конкурентоспособности бизнеса, поэтому контролировать их необходимо постоянно, а оптимизацию производить таким образом, чтобы, с одной стороны, гарантировать качество продукции, а с другой - снизить ее себестоимость.
Помимо учета затрат важной задачей управленческого учета является калькулирование. Оно заключается в том, что на основании данных о деятельности компании разрабатываются различные альтернативные варианты решения конкретной задачи, затем из этих вариантов выбирается оптимальный. Во многих случаях для решения поставленных задач обнаруживается недостаток аналитических и оперативных данных, характеризующих реальные финансовые и производственно-экономические процессы. Автоматизация управленческого учета обеспечивает централизованное хранение полной информации о всех сторонах хозяйственной деятельности компании, а также оперативное получение информации в нужном разрезе и с нужной детализацией для своевременного принятия правильного решения. Кроме того, она позволит объединить элементы управленческого учета в целостную систему.
С ростом компании упорядочиваются финансовые потоки. В целях управления затратами вводится бюджетирование и выделяются центры финансовой ответственности. Нефинансовые и качественные показатели выходят на первый план, так как основным фактором конкурентоспособности компании становятся эффективное управление ее уникальными ресурсами и компетентность персонала. Важно учитывать нефинансовые показатели на рынке услуг, где имеет значение степень удовлетворенности запросов клиента. Грамотное управление показателями качества позволяет отследить не только результат, но и процесс его достижения.
Практически в каждой компании внедрена система бухгалтерского учета, но для целей управленческого учета этих данных недостаточно. Данные управленческого учета ориентированы на будущее и призваны помочь руководителям оперативно принимать решения, касающиеся внутреннего функционирования компании, данные бухгалтерского учета - в основном на внешних пользователей, в частности на налоговые органы, им не хватает детализации для более тщательного анализа хозяйственной деятельности. При внедрении системы управленческого учета приходится либо дорабатывать существующие программы по ведению бухгалтерского учета, что является весьма затратным и трудоемким, либо использовать самостоятельные программные продукты.
Часто, используя системы управленческого учета, руководители сталкиваются с ситуацией, когда данные управленческого учета расходятся с данными бухгалтерского учета, а также могут получаться разные финансовые результаты в этих двух видах учета. Каким же данным верить? Основанием записи в бухгалтерские регистры является бумажный документ, поэтому многие факты хозяйственной деятельности проходят по бухгалтерскому учету с задержкой во времени. В управленческом учете отражаются все факты деятельности компании в момент их свершения и независимо от наличия документального подтверждения, что дает возможность своевременно получать данные о ее работе.
Большинство современных ERP-систем позволяют комплексно подойти к автоматизации управленческого учета, при этом не исключается возможность использовать данные бухгалтерии в управленческих целях.
Программный продукт "1С:Управление производственным предприятием 8" является комплексным прикладным решением, охватывающим все сферы управления предприятием. Программа построена по модульному принципу, что дает возможность выбора и внедрения лишь тех подсистем, которые действительно необходимы для эффективного управления. Все подсистемы находятся в тесной взаимосвязи. К таким подсистемам относятся:
управление продажами;
управление закупками;
управление запасами;
управление производством;
управление затратами;
управление складом;
управление персоналом;
управление финансами;
планирование и бюджетирование;
управление взаимоотношениями с клиентами и поставщиками.
В подсистеме управления затратами учитываются фактические затраты предприятия и рассчитывается себестоимость продукции. "1С:Управление производственным предприятием 8" поддерживает основные методы распределения затрат, предусмотренные в типовых Методических рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции: попередельный, позаказный, попроцессный, нормативный.
В подсистеме планирования и бюджетирования на основе организации центров финансовой ответственности осуществляются контроль затрат и воздействие на процесс их формирования в ходе производства.
Несмотря на все достоинства автоматизированных систем, многие компании до сих пор ведут свой учет в MS Excel. Преимущества данного вида учета заключается в том, что это достаточно дешевый вариант, не нужно специально обучать работников, можно форматировать отчеты, строить разнообразные графики. Однако при таком ведении учета невозможно получить достоверные данные, высока вероятность ошибок, а также возможность случайного удаления данных. Чтобы получить полную отчетность, необходимо достаточно много времени уделить сведению данных.
Следовательно, процесс автоматизации управленческого учета необходимо начинать с автоматизации документооборота компании. Первичные данные являются основой для анализа хозяйственной деятельности. Эффективность внедрения и автоматизации управленческого учета напрямую зависит от их полноты, достоверности и своевременности.
В заключение следует отметить, что автоматизированная система управленческого учета позволяет разработать стратегию деятельности компании, повысить эффективность оперативного управления и планирования, внедрить систему бюджетирования, а также систему управления затратами с целью их оптимизации. В процессе автоматизации будут проведены анализ и оптимизация бизнес-процессов, исключится дублирование функций, наладятся процедуры контроля.